Мир гомеровских героев («Илиада» «Одиссея» обзор с обсуждением отдельных фрагментов) - сочинение

Цели: познакомить с личностью Гомера как выдающимся мастером слова Древней Греции; дать общее представление о сюжетах «Илиады» и «Одиссеи»; развивать навыки анализа отдельных песен поэм, выразительного и комментированного чтения, логического мышления.

Оборудование: портрет Гомера, раздаточный материал для работы в группах.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Древняя Греция — это движение разума, поиск меры, смысла, гармонии, первая попытка «очеловечить» человека, взгляд на него как на « меру всех вещей». Литература, скульптура и архитектура Древней Греции воплощали идеал спокойного и гордого человека. Исследователями искусства Эллады было очень точно подмечено, что в скульптурах богов древнегреческого ваятеля Фидия нет ничего сверхъестественного, «кроме человечности, вознесённой на высшую ступень совершенства». Лучезарная улыбка Эллады, отражающая удивительную гармонию содружества философии и искусства, навеки запечатлелась в памяти последующих поколений шедеврами человеческого духа, созданными великими греками — Гомером, Эсхилом, Софоклом, Периклом, Еврипидом, аристотелем, Платоном…

III. Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя — Поэмы Гомера, созданные в глубокой древности, обладают огромной притягательной силой для современного читателя. Эти величавые сказания о событиях и героях Древней Греции содержат не только богатый исторический материал,— в них живет то художественное обаяние, та вечная прелесть, которая свойственна всем произведениям искусства, созданным в период детства человеческого общества там, где оно развивалось наиболее плодотворно. «Илиада» и «Одиссея» были созданы на основе реальных событий.

В конце прошлого века археолог Шлиман обнаружил при раскопках остатки города трои (Илиона), который считался вымышленным. Однако конкретные исторические факты в устной передаче из поколения в поколение теряли реальные черты, обрастали фантастическими вымыслами, сказочными элементами и становились преданиями. В свою очередь, предание с течением времени подвергалось ритмической обработке и превращалось в песнь, в поэму, исполнявшуюся певцами в сопровождении музыкального инструмента — лиры, кифары. Профессиональные певцы — аэды — исполняли не только уже известные песни, но и сочиняли свои, в отличие от более поздних исполнителей — рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах известные тексты — преимущественно поэмы Гомера. По-видимому, певцом-аэдом был и Гомер. 2. презентация «литературных визиток» (

Домашнее задание предыдущего урока) 3. работа с репродукцией портрета Гомера Y Каким вы видите легендарного певца?

Y Опишите его внешность. 4.

«исторический комментарий» (слушание сообщения о троянской войне) 5. Комментарий учителя — Сюжет «Илиады» и «Одиссеи» взят из троянского цикла сказаний о походе на трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину. но каждая из поэм разрабатывает одну лишь тему: «Илиада» посвящается событиям последнего года войны до гибели троянца Гектора, а «Одиссея» — приключениям Одиссея, возвращающегося с войны, от стен разрушенного Илиона в родную Итаку.

Обе поэмы художественно достоверно рисуют образ жизни древних греческих племен. В «Илиаде» воспеваются военные события и подвиги ахейских героев — ахилла, агамемнона, Менелая, Диомеда и др. «Одиссея» изображает преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Поэмы Гомера в том виде, в каком они известны ныне, сложились приблизительно в IX–VIII веках до нашей эры. 6. Комментированное чтение учителем отрывков из поэм Гомера («илиада» — песни 1, 18, 22, 24; «одиссея» — песни 1, 8, 9, 10) 7. творческая работа в мини-группах 1 группа. Составьте перечень событий, которые не входят в основную линию поэмы «Илиада», но которые автором имеются в виду. Подумайте, какую роль они исполняют в поэме Гомера «Илиада». 2 группа. найдите в «Илиаде» Гомера свидетельства осуждения автором войны и жестокости. Подготовьте выразительное чтение этих отрывков из поэмы. 3 группа. Выпишите в свои тетради постоянные эпитеты, которые характеризуют богов и героев в поэмах Гомера. 4 группа. Чем отличается образ Одиссея от героев «Илиады»? аргументируйте свой ответ, опираясь на тексты поэмы Гомера. Как Гомер относится к своим героям и как рисует их характеры? 5 группа. Составьте простой план развития событий в поэме Гомера «Одиссея». 6 группа. Почему Гомера считают легендарным основателем Европейской литературы, а его поэмы — энциклопедией жизни Древних греков? аргументируйте свой ответ. 8. презентация результатов творческой работы представителями групп IV. Рефлексия.

Подведение итогов урока Заключительное слово учителя — Огромное плодотворное влияние Гомера на культуру Европы невозможно переоценить — на его поэмах воспитывались многие поколения европейских классиков. Восторженную оценку гомеровским поэмам дали почти все великие русские писатели — от М. Ломоносова до а.

Горького. В. Белинский, постоянно ссылавшийся на авторитет Гомера, писал в частности: «Читая Гомера, вы видите возможную полноту художественного совершенства; но она не поглощает вашего внимания; не ей исключительно удивляетесь вы: вас более всего поражает и занимает разлитое в поэзии Гомера древнеэллинское миросозерцание и самый этот древнеэллинский мир. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди героев; вы очарованы этою благородною простотою, этою изящною патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице своем целое человечество; но поэт остается у вас как бы в стороне, и его художество вам кажется чем-то уже необходимо принадлежащим к поэме, и поэтому вам как будто не приходит в голову остановиться на нем и подивиться ему». Имя Гомера впервые упоминается в россии в летописях XII века. В XVII веке крупнейшим знатоком его творчества был известный русский и украинский просветитель Симеон Полоцкий, а через столетие Гомер начинает приобретать в россии широкую известность благодаря деятельности Кантемира, Сумарокова, Ломоносова и Крылова. тогда же появляются первые переводы фрагментов из «Илиады» и «Одиссеи» на русском языке (преимущественно прозой).

В 1849 году вышла в свет «Одиссея» в переводе В. Жуковского, который «видел в эпосе Гомера наивный и патриархальный мир, соответствующий по духу древнерусскому опоэтизированному прошлому…

». V.

Домашнее задание 1. Подготовить сообщение на тему «Мотивы, образы и сюжеты древнегреческой литературы в мировом изобразительном искусстве». 2.

Прочитать трагедию Эсхила «Прикованный Прометей». 3. индивидуальные опережающие задания: А) подготовить сообщение о происхождении мифа о Прометее (1 учащийся); Б) подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Эсхила (2 учащихся).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Илиада > Мир гомеровских героев («Илиада» «Одиссея» обзор с обсуждением отдельных фрагментов)