Фильм «Троя» и поэма Гомера «Илиада» - сочинение

1.	Ахиллес, Гектор и Агамемнон.
2.	Сюжетные расхождения.
3.	Судьба и бессмертие.
Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков: Ветер одни по земле развевает, другие дубрава,
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают; Так человеки: сии нарождаются, те погибают.
Гомер. «Илиада»
Нашумевший фильм «Троя», несмотря на свои несомненные достоинства, все же не в состоянии дать верного представления об «Илиаде» Гомера. Не говоря уже о том, что сюжет древнегреческого мифа зачастую подвергался искажению, представления режиссера об отношениях героев во многом отличаются от гомеровских. Как и в поэме «Илиада», так в фильме «Троя» между царем Микен Агамемноном, вождем греческих войск, и героем Ахиллесом происходит ссора из-за того, что Агамемнон отнял у Ахиллеса его пленницу Брисеиду. Однако в фильме вражда союзников имеет куда более глубокие корни. «Из всех героев, любимцев богов, этого я ненавижу более всех остальных», — говорит Агамемнон об Ахиллесе. Агамемнон в «Трое» — типичный тиран, который и под стены Илиона пришел не столько затем, чтобы отомстить за оскорбление, нанесенное его брату Менелаю, сколько затем, чтобы подчинить себе всю Малую Азию.
Все непривлекательные черты характера Агамемнона, изображенные Гомером в «Илиаде», в фильме «Троя» усиливаются и подчеркиваются. Если Агамемнон Гомера еще способен осознать свои ошибки и стремится исправить их, то в фильме царь Микен полностью лишен этой способности. Вражда Агамемнона и Ахиллеса в фильме — это не последствия 
минутного заблуждения, вмешательства богов, отуманивших рассудок царя Микен, как в поэме Гомера: «Часто винили меня, но не я, о ахейцы, виновен; / Зевс Эгиох, и Судьба, и бродящая в мраках Эринис: / Боги мой ум на совете наполнили мрачною смутой / В день злополучный, как я у Пелида похитил награду». Агамемнон в поэме Гомера и сам сожалеет о своем необдуманном поступке и полностью примиряется с Ахиллесом. Отношения героев «Трои» совершенно иные: Агамемнон втайне завидует Ахиллесу и ненавидит за его непокорный нрав; Ахиллес презирает напыщенного царя Микен за его деспотизм и корыстолюбие. Между Ахиллесом и Агамемноном в «Трое» не может быть примирения — такие, какие они есть, герои будут ненавидеть друг друга до конца, и в этом одно из коренных отличий «Трои» от «Илиады».



Нельзя не отметить, что одной из несомненных удач постановки явился многогранный и противоречивый образ Ахиллеса, главного героя фильма. «Я думала, что ты жесток — это было бы проще», — удивляется Брисеида. Да, конечно, Ахиллес жесток — ведь он прирожденный воин. Но это не означает, что ему неведомы сомнения и угрызения совести. «Я вижу их всех, кого убил», — признается Ахиллес своему другу Патроклу. Души убитых зовут его: «Мы ждем тебя, брат!» У Ахиллеса был выбор — между счастьем мирной жизни и войной, между безвестностью и славой. Но Ахиллес — такой, каков он есть, — не может отказаться от славы и подвигов, жажда которых живет в его сердце, поэтому он и говорит: «Я не выбирал это». Ахиллес, лучший воин среди греков, сын богини, за свою короткую жизнь переживает множество чувств. Он презирает Агамемнона, но уважает Одиссея; его привязанность к Патроклу похожа на отношение старшего брата к младшему, но в то же время гибель друга пробуждает в душе героя не просто желание отомстить за его смерть, сразив его убийцу: Ахиллес замышляет оставить Гектора без погребени , что недостойно великого героя. Но тот же свирепый Ахиллес восхищен мужеством престарелого Приама, который явился к нему за телом сына. Жестокий воин, Ахиллес нежен и ласков со своей возлюбленной Брисеидой. Ахиллес в фильме «Троя» предстает живым человеком, который любил, ненавидел и сражался, не подчиняясь никому, кроме Судьбы. Другой образ, который заслуживает не меньшего внимания и уважения, чем Ахиллес, — Гектор, сын Приама. Практически никто из видевших фильм «Троя» не остался безучастным к трагической судьбе этого героя. Как и в поэме Гомера, Гектор сражается за свободу и счастье своей родины: «Знаменье лучшее всех — за отечество храбро сражаться!» «Почитай богов, люби свою жену, защищай свою родину!» — так он говорит в фильме «Троя» перед сражением. Но невозможно умолчать и о сюжетных расхождениях, которые сразу бросаются в глаза. Прежде всего следует отметить, что в фильме «Троя» отсутствуют боги, тогда как в поэме Гомера их действия занимают значительное место — одни поддерживают троянцев, другие помогают грекам. Менелай, царь Спарты, первый муж Елены, согласно древнегреческим мифам и эпосу Гомера, невредимым возвращается домой. Об этом Гомер рассказывает в «Одиссее». В фильме Менелай погибает от руки Гектора. Из «Одиссеи», а также из других источников можно узнать и о дальнейшей судьбе Агамемнона, царя Микен — он погибнет дома, убитый своей неверной женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом. В фильме Агамемнон убит Брисеидой в горящей Трое; причем Брисеида в фильме — дочь царя Приама, а в «Илиаде» она захвачена Ахиллесом при разрушении города Лирнесса, и царь Трои не является ее отцом. В фильме Ахиллес принимает участие во взятии Трои. В «Илиаде» не рассказывается о падении Илиона, но, согласно мифам, Ахиллес погиб раньше от стрелы Париса. Однако создателям фильма «Троя» удалось сохранить ощущение Судьбы, которой проникнуты поэмы Гомера, да и вся греческая мифология. «Людей терзает необъятность вечности; и потому мы задаемся вопросом: услышат ли потомки о наших деяниях, будут ли помнить наши имена, когда мы уйдем», — такими словами начинается фильм. Гомеру и героям его поэм Судьба даровала бессмертие, и фильм «Троя» — лишь одно из доказательств правоты этого утверждения. «...Люди расцветают и засыхают, как колосья на полях, — говорит в финале «Трои» Одиссей', зажигая погребальный костер Ахиллеса. — Но эти имена никогда не умрут. Пусть говорят: «Он жил во времена Гектора, он жил во времена Ахиллеса».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Илиада > Фильм «Троя» и поэма Гомера «Илиада»