Вопрос духовной деградации человека в рассказах А П Чехова «Ионыч» «Крыжовник» - сочинение

1.	Главный герой рассказа Чехова «Ионыч».
2.	Потеря нравственных ориентиров.
3.	Жизнь как существование в рассказе Чехова «Крыжовник».
4.	Размышления о смысле жизни.
Во все времена вопрос снижения духовного уровня личности под влиянием внешних обстоятельств остается актуальным для отечественной литературы. Выдающееся место среди русских писателей, занимавшихся исследованием данной проблемы, был А. П. Чехов. Он наиболее ярко показал, как опасно жить без моральных ориентиров, руководствуясь лишь мимолетными страстями и не развивая в себе лучшие задатки смолоду. 
Тема духовной деградации полно раскрыта в рассказах Чехова «Ионыч» и «Крыжовник». В первом произведении главный герой символизирует собой нереализованное благородство. Не зря по профессии Дмитрий Старцев являлся врачом, чей труд, как известно, один из самых благородных. Мечтая в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода и труд на пользу общества, молодой доктор не мог предположить, что когда-то все это сведется для него до уровня подсчета разноцветных денежных бумажек. За относительно небольшое время произошла духовная деградация личности. Дмитрий Старцев возжелал покоя, и чем старше он становился, тем сильнее разрушалась его душа.
Какой психологический портрет Старцева нарисован автором в начале произведения? Молодой и, безусловно, талантливый врач после окончания учебы посвящает себя службе в губернском городе С. Им движет благородное устремление быть полезным людям, свою работу он воспринимает как Призвание с большой буквы, и, будучи готовым к лишениям, он забывает о праздной жизни.
Старцев работает, видя в этом свое первое назначение. «Врастая» в земскую службу, он обрастает знакомствами, в частности с семьей Туркиных. Знакомства он заводит не по причине симпатии к людям, а потому что, по мнению обывателей, это семейство наиболее интеллигентное в городе. Возможно, в этом и заключается первая ошибка Старцева, которая выводит его на путь моральной деградации: он излишне внимательно прислушивается к общественному мнению, не будучи уверен в его правильности.
Итак, происходит знакомство с Туркиными. «Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно... Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой...».
Старцев вынужден улыбаться наигранным остротам главы семейства, из вежливости слушать романы хозяйки дома и восхищаться бездарной игрой на рояле Катерины. Такое насилие над личностью не может пройти бесследно, и если оно становится системой, то неотвратимо приводит к моральной деградации. Впрочем, пока о ней говорить рано, ведь Дмитрия еще ждет светлое чувство, которое, наверное, было бы способно вывести его на истинный путь.



Старцев влюбляется в Катерину. Она же только кокетничает с ним, не отвечая на чувства. Страсть Старцева оказывается достаточной для того, чтобы выдержать поход на кладбище и поиски фрака, а после этого еще и сделать Катерине предложение. Тем не менее он понимает, что все это — блажь девицы, у которой слишком много свободного времени и ветер в голове. Он же отнюдь не настолько юн, чтобы его вдохновляли подобные приключения. Впрочем, отказ Катерины выйти замуж воспринимается им достаточно легко. Возможно, сказываются характерные черты его личности — такие, как стремление к покою и тишине и нежелание производить активные действия. Постепенно Старцев опускается до уровня тех самых обывателей, на поводу у которых пошел однажды. Он почти ни с кем не разговаривает в клубе, обычно молча ест, уткнувшись в тарелку. Окружающие раздражают его все больше и больше, наверное, потому, что подсознательно он чувствует себя одним из них. Он становится нудным и мелочным, говорит о пользе труда, а сам при этом грубит пациентам, которые нуждаются в его помощи. Основным стимулом его деятельности становятся деньги. Он почти совсем не грустит по поводу отъезда Катерины, былая страсть вытеснена другими «забавами»: обжорством, игрой в вист, счетом заработанного за день. Он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым и раздражительным». На этом этапе интересно сравнить изменившегося Старцева с Туркиными. По уровню духовного развития они остались абсолютно такими же, как и несколько лет назад, когда начиналось их знакомство с Дмитрием. Все те же занятия, все то же отношение к жизни. Но если раньше примитивизм их существования воспринимался скорее с отрицательной точки зрения, то теперь, на фоне нового Старцева, семейство Туркиных смотрится гораздо более выигрышно. В отличие от доктора они не изменили своей жизненной позиции, не перестали чувствовать себя счастливыми, они по-прежнему черпают силы друг в друге, их семья — это Тыл, позволяющий не замечать неприятностей. «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». Это семейство вызывает лишь умиление, тогда как Дмитрий Старцев — сожаление об утерянном благородстве. С моей точки зрения, утерянное благородство — это наиболее яркое и обескураживающее последствие духовной деградации личности, о которой Чехов писал и в другом своем произведении — «Крыжовник». Высшее счастье героя рассказа умещалось в довольно простую схему: «...а) барский дом, Ь) людская, с) огород, d) крыжовник. Жил он скупо, недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк. Страшно жадничал». Каждое действие Николая подчинялось пагубному для духовности стремлению. Он даже женился для того, чтобы воплотить в жизнь свою странную мечту. Вся цель его жизни сосредоточилась в жестких и кислых ягодах, поедая которые он чувствовал себя совершенно счастливым. Был ли он таковым на самом деле? Наверное, здесь будет уместно ответить цитатой Пушкина, которая содержится в произведении «Крыжовник»: «Тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Оба рассказа Чехова показывают, как губительны тишина и спокойствие в жизни каждого человека. Не стоит успокаиваться, нельзя позволять усыплять себя. «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ионыч > Вопрос духовной деградации человека в рассказах А П Чехова «Ионыч» «Крыжовник»