Глуповцы и правители Глупова в «Истории одного города» М Е Салтыкова Щедрина - сочинение

1.	М. Е. Салтыков-Щедрин -- первооткрыватель жанра сатирической хроники.
2.	Глупов и его правители.
3.	Забитость и долготерпение глуповцев.
Перед тем как начать работу над «Историей одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...». Писатель в своем произведении сумел совместить сюжеты и мотивы преданий, сказок, прочих фольклорных произведений и в предельно простой, доступной форме донести до читателя в изображении картин народного быта и житейских заботах простых людей антимонархические идеи.
После выхода в свет «Истории одного города» М. Е. Сал- тыков-Щедрин был признан первооткрывателем жанра сатирической хроники, и, кроме того, он обновил сам жанр романа: «У нас установилось такое понятие о романе, что он без любовной завязки быть не может... Я считаю мои “Современная идиллия”, “Головлевы”, “Дневник провинциала” и другие настоящими романами: в них, несмотря даже на то, что они составлены как бы из отдельных рассказов,  
взяты целые периоды нашей жизни», - говорил Салтыков- Щедрин.
«История одного города» написана в форме повествования летописца-архивариуса о минувших временах города Глупова, однако исторические рамки изображения ограничены. Писатель охватывает период времени с 1731 по 1826 год. Один из критиков писал: «Для будущего историка русского общества, когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г. Салтыкова, в которых он найдет живую и верную картину современного общественного строя... Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить типические черты переживаемого обществом времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта».
В главе «Обращение к читателю» писатель говорит, что его задача - «изобразить преемственность градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». И он создает яркие образы градоначальников, показывает особенности эпох их правления, поведение глуповцев и их отношение к властям.
Прежде чем говорить о тех людях, которые населяли Глупов, мне хотелось бы остановиться на некоторых образах тех людей, которые управляли глуповцами. Нужно сказать, что каждый из правителей Глупова уходил из жизни по абсолютно смехотворной причине: одного растерзали собаки, другого заели клопы, у третьего испортился головной инструмент, четвертого сгубило чревоугодничество, пятый тщился сориентироваться в сенатском указе и умер от натуги и т. д. Салтыков-Щедрин в письме к А. Н. Пыпину писал: «Я могу каждое свое сочинение объяснить, против чего они направлены, и доказать, что они именно направлены против тех проявлений произвола и дикости, которые каждому честному человеку претят. Так, например, градоначальник  



с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей. Это даже не смех, а трагическое положение». Манера править, вершить дела и судьбы у каждого из градоначальников своя, непохожая на других, но всех правителей можно охарактеризовать как людей, которые не просто не совершили чего-нибудь положительного для своего народа, но, напротив, охваты их разрушений так велики, что просто шокируют. Так, например, градоначальник Негодяев, чтобы хоть что-то свершить «размостил вымощенные предместниками его улицы», а суть работы градоначальника Брудастого сводилась к двум резолюциям: «Разорю!» и «Не потерплю». А в финале романа появляется фигура самого страшного из градоначальников -Угрюм-Бурчеева, который символизирует собой деспотию и произвол. Угрюм-Бурчеев грезит о превращении мира в казарму и о разделении людей на роты и батальоны. Его правление настолько ужасающе, что сама природа не выдерживает такого варварства, в финале является страшное «оно», чтобы положить конец всему. Писатель во введении к главе «Поклонение мамоне и покаяние» пишет о простых людях, населяющих Глупов: «Это люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных “свойствах” и речи нет, а есть речь только о наносных атомах». То есть в обитателях Глупова верно узнается Россия во всех ее самых неприглядных, консервативных, бездеятельных, забитых от рождения проявлениях. Глуповцы ведут привычный для России образ жизни: живут в избенках, ночуют в овинах, работают в поле, решают свои проблемы сообща, «миром». Они политически пассивны, терпеливы, послушны, верят в «доброго царя», им присуще заискивающее отношение к силе и власти. То есть они соблюдают «завещанные историей» негативные качества социальной психологии и поведения, а это автор считай основным историческим грехом русской жизни. Ведь даже правление Угрюм-Бурчеева едва приподнимает глуповцев с колен. А многовековая вера в доброго царя была настолько сильна, что, восставая против некоторых представителей власти на местах, народ направлял ходоков к владыкам. «Самый древний в целом городе» Евсеич трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко, но правды так и не добился, а только обрек себя на ссылку: «С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только “старатели” русской земли». Салтыкова-Щедрина обвиняли в преднамеренном осмеянии русского народа, однако писатель, как истинный патриот, ни в коем случае не пытался очернить русский народ или русскую жизнь. Все, что хотел сделать он своим произведением, - разбудить гражданское самосознание народа для борьбы за свои права, просветить, помочь ему избавиться от рабской психологии, от векового бесправия. В письме Пыпину писатель говорил: «...что касается до моего отношения к народу, то мне кажется, в слове “народ” надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны сочувствием».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > История одного города > Глуповцы и правители Глупова в «Истории одного города» М Е Салтыкова Щедрина