Пародия на официальные исторические сочинения в произведении М Е Салтыкова Щедрина «История одного города» 2 - сочинение

1.	Салтыков-Щедрин — сатирик.
2.	«История одного города» — пародия на исторические сочинения.
3.	Автор и критик.
М. Е. Салтыков-Щедрин — один из наиболее ярких отечественных писателей. Его творчество отличается фантастической социальной злободневностью, и произведения его не устарели по сей день. Салтыков-Щедрин клеймил пороки, которые видел вокруг, порой иронией, а чаще — злой сатирой.
«История одного города» — сатирическая пародия на власть и ее взаимоотношения с народом, а также на официальную историю. В этом произведении речь идет о многочисленных градоначальниках, сменявших друг друга в городе Глупове. О градоправителях и собственно этой должности Салтыков-Щедрин знал не понаслышке: в течение десяти лет он служил вице-губернатором в Твери  
и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Рязани и Туле.
Образ города Глупова стал воплощением самодержавного строя в России. Полвека спустя М. Горький сказал об этом произведении Салтыкова-Щедрина: «Необходимо знать историю города Глупова, — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости...».
Произведение «История одного города» стилистически оформлено под реальную летопись города. Название этого произведения звучало таким образом: «История одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин)». Уже эта надпись отсылает нас к реальным историческим произведениям. И как контраст — содержимое «Истории...». Это в полном смысле слова пародия на официальную историю. Это история жизни русского общества, русского народа, сосуществования народа и власти, отраженная в остром и злободневном сатирическом ключе.
Салтыкова-Щедрина называют первооткрывателем жанра сатирической хроники, и эта хроника — «История одного города». Произведение создано в форме повествования летописца о прошлом города Глупова. Исторические рамки ограничены 1731—1826 годами. Роман начинается главой «Обращение к читателю», в которой автор подражает старинному слогу. Цель автора произведения, согласно этой главе, «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».
Глава «О корени происхождения глуповцев» отсылает нас к летописям, а в самом начале — к «Слову о полку Игоре- ве». Эта глава — откровенная пародия на летописи, но, помимо этого, еще и злая сатира на народ.
Глава «Органчик» описывает градоначальника Брудастого с его обширнейшим лексическим запасом, который  



вполне вмещался в две резолюции: «Разорю!» и «Не потерплю!» В этой главе Салтыков-Щедрин описал систему бюрократического аппарата. «Сказание о шести градоначальницах» — пародия на многочисленные исторические произведения, появившиеся в тот период времени. В финале романа описан Угрюм-Бурчеев, самый страшный из градоначальников, символ произвола и угнетения, с его теориями превращения мира в казарму и разделения людей на батальоны и роты. С появлением этого градоправителя проявляется наконец, впервые за историю города Глупова, негодование жителей: «Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым». Но раздражение это осталось пассивным. Удивителен образ народа в этом произведении Салтыкова-Щедрина. Пожалуй, в образе народа города Глупова и кроется наиболее яркое соприкосновение с историческими трудами. В истории народ обычно фигурирует сплошной амебной массой, не облеченной каким бы то ни было человеческим сознанием, не способной мыслить и даже реагировать на нововведения. Вот и глуповцы... Они живут в избах, трудятся на полях, решают свои проблемы всем миром, имеют предводителя дворянства, шествуют в процессиях. Но при этом они на редкость пассивны, запуганы, облеченных властью принимают независимо от того, что представляют собой последние. Во введении к главе «Поклонение мамоне и покаяние» Салтыков-Щедрин пишет: «Это люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных “свойствах” и речи нет, а есть речь только о наносных атомах». Салтыков-Щедрин стремился пробудить самосознание в народе, высмеивал наиболее острые социальные проблемы современного ему общества. Писатель обратился к пародии на историческую хронику, очевидно, по той причине, что любое произведение под эгидой истории всегда вызывает к себе больше доверия, нежели просто сатирический роман. И «историческая достоверность» сказания о Глупове и глу- повцах призвана раскрыть людям глаза на их существование. Самое удивительное то, что произведение Салтыкова- Щедрина, откровенно сатирическое и пародирующее исторические труды его современников, было практически принято за историческую работу. Это становится ясно из отклика писателя на рецензию некоего г-на Б-ова. Салтыков- Щедрин писал в письме в редакцию журнала «Вестник Европы»: «...г. рецензент совершенно неправильно приписывает мне намерение написать “историческую сатиру”... он обличает меня в недостаточном знакомстве с русской историей, обязывает меня хронологией, упрекает в том, что я многое пропустил, не упомянул ни о барах-волтерьянцах, ни о сенате, в котором не нашлось географической карты России, ни о Пугачеве, ни о других явлениях... ...Издавая «Историю одного города», я совсем не имел в виду исторической сатиры». В том же своем письме Салтыков-Щедрин говорит о близости своего произведения историческому труду. Историческая форма «Истории одного города» была удобна для писателя, как и повествование от лица архивариуса: «Но, в сущности, я никогда не стеснялся формою и пользовался ею лишь настолько, насколько находил это нужным; в одном месте говорил от лица архивариуса, в другом — от своего собственного; в одном — придерживался указаний истории, в другом — говорил о таких фактах, которых в данную минуту совсем не было».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > История одного города > Пародия на официальные исторические сочинения в произведении М Е Салтыкова Щедрина «История одного города» 2