В «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин связал прошлое с современностью. Во многих персонажах произведения нетрудно увидеть черты тех, кто правил Россией в XVIII или впервой четверти XIX века. Ни у кого не вызывает сомнений сходство Беневоленского со Сперанским или Угрюм-Бурчеева с Аракчеевым (близость фамилий сразу наводит на такие аналогии). Но при всей узнаваемости градоначальников в их изображении присутствует смелая фантастика. Город, где происходит действие, назван у Щедрина Глуповым. А первым в длинном ряду градоначальников мы встречаем Брудастого — с органчиком в голове вместо нормального, человеческого ее устройства. А дальше следует «фантастический путешественник Фердыщенко», разъезжающий из одного конца городского выгона в другой под звон литавр и поздравительные речи. Затем — градоначальник Прыщ с фаршированной головой. Фантастика здесь — не произвол, а закономерность сатирического изображения. Фантастика — путь к более глубокому постижению реальности. Ясно, что в жизни правители России остались похожими на людей. Они произносили обычные слова, а не «Раз- зорю!» и «Не потерплю!» Они еще и господствовали, угнетали. Но реально управлять, определять ход событий они уже не могли. И их деятельность не требовала усилий ума, души. Внешне они выглядят как люди, но в них нет человеческого содержания — вот о чем говорит М. Е. Салтыков-Щедрин. Градоначальники показаны М. Е. Салтыковым-Щедриным не только прямо в своем государственном деле. О Прыще, например, сообщается, что он «травил на городском выгоне лисиц, зайцев, а однажды заполевал очень хорошенькую мещаночку». Животное начало, как видно из этого примера, пронизывает все интересы персонажей «Истории одного города». Содержание их жизни—лишь удов- летворение телесных потребностей и утеснение глуповских обывателей абсурдными указами. Поиск В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений Сочинения > История одного города > Сатирическое изображение градоначальников в «Истории одного города» М Е Салтыкова Щедрина |