Сочетание наивной фантастики с правдивым изображением жизни в сказках Салтыкова Щедрина I вариант - сочинение

В 80-х годах XIX века особенно жестоким стало преследование литературы со стороны правительственной цензуры, и как результат — закрытие журнала «Отечественные записки», находящегося под редакцией Щедрина. Щедрин, мастер «эзопова языка», яркий сатирик, тонко подмечающий людские пороки и высмеивающий природу их возникновения, вынужден был искать новую форму общения с читателем чтобы обойти цензуру. Его сказки, отражавшие, прежде всего, классовую борьбу в России второй половины XIX века, явились идеальным выходом из сложившейся ситуации.
М. Е. Салтыков-Щедрин родился в семье помещика-крепостника и, по его же словам, был воспитан «крепостными мамками», «обучен грамоте крепостным грамотеем». С самого детства у наблюдательного и чуткого подростка пробуждается протест против жестокости и бесчеловечности по отношению к простому народу, а
19.	1000 новых соч. но рус. и мир. лит-ре 5-11 кл. 
впоследствии он скажет: «Все ужасы вековой кабалы... видел в их наготе». Все наблюдения и убеждения Салтыков-Щедрин отражает в своих произведениях. Щедрин, можно сказать, создает новый жанр сказки — политический, где перекликаются фантастика и злободневная политическая действительность.
Можно сказать, что в сказках Щедрина показано противостояние двух социальных сил: народа и его эксплуататоров. Народ в сказках изображается под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а эксплуататоры — в образах хищников.
В сказке «Дикий помещик» раскрыта животрепещущая проблема того времени: взаимоотношения пореформенных крестьян с помещиками. Помещик, опасаясь, как бы мужику него «все добро не съел», старается избавиться от него:«... И не то, чтоб как-нибудь, а все по правилу. Курица ли крестьянская в господские овсы забредет — сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется... эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф». В конце концов, «услышал милостивый Бог слезную молитву», и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».



И тут-то оказывается, что помещику без крестьянина и жизни- то нет, потому как он только и привык, что ухаживать за своим «мягким», «белым», «рассыпчатым» телом, а без крестьянина пыль вытереть некому, еду приготовить некому, даже мышонок и тот знает, что «помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может». Автор таким образом дает понять, что народ, над которым издеваются так, будто проверяют на выживание, — это то единственное, что не позволяет помещику превратиться в животное, как это случилось в сказке («Весь он с головы до ног оброс волосами... а ногти у него сделались, как железные... ходил же больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и... удобный»). В сказке «Орел-меценат» иносказательным языком автор беспощадно высмеивает царя и его режим. Распределение должностей дает представление о «недюжинном» уме орла-правителя: сороке, «благо воровка она была, ключи от казны препоручили». Птичье царство проходило все этапы становления государства: сначала радость и беспечность от светлого будущего, потом — «натянутость отношений, которою поспешила воспользоваться интрига», далее выходят на поверхность пороки царской власти: карьеризм, эгоизм, лицемерие, страх, цензура. Почувствовавший карающий перст последней в реальной жизни, автор выражает здесь свою позицию. Образованность — достаточный аргумент, чтобы «нарядить дятла в кандалы и заточить в дупло навечно». Но и молчание тоже может быть наказуемо: «Даже глухого тетерева заподозрили в «образе мысли», на том основании, что он днем молчит, а ночью — спит». К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небытие, поскольку сегодня мы сталкиваемся и с лицемерием, и с безответственностью, и с глупостью. Преодолеть эти пороки нам и помогает страстный и негодующий писатель-сатирик.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > История одного города > Сочетание наивной фантастики с правдивым изображением жизни в сказках Салтыкова Щедрина I вариант