Сквозные темы сатир А Д Кантемира - сочинение

1.	Просветительские сатиры А. Кантемира.
2.	Темы сатир и предмет осмеяния.
3.	Значение сатир Кантемира.
Антиох Кантемир был образованным человеком, знакомым с Б. Фонтенелем, III. Монтескье, с Вольтером. Сначала Кантемир сочинял любовные песни, которые не дошли до нас. Потом он понял, что его призвание — писать сатирические стихи. Он осознал роль писателя как гражданскую и патриотическую и подчинил свое творчество воспитательным, морализаторским целям. Его произведениям присуща гражданская тематика, хвала просвещению. Как классицист, он изображал главным действующим лицом не человека, а его пороки и добродетель. Основной мишенью сатир Кантемира, сторонника петровских реформ, были невежество и дворянская спесь. Первую сатиру, сразу прославившую его, Кантемир написал в 1729 год)', в двадцатилетием возрасте, за ней последовал целый сатирический цикл- Для того времени это были новаторские произведения, с новым содержанием и остротой тем. Своими учителями Кантемир считал Ювенала, Персия, Горация и Буало. В созданной ими жанровой форме он воплотил новое содержание. Всего он написал девять сатир: первые пять — в России, остальные четыре — за границей.
Его сатиры отличались от других исключительно светским характером. Герои Кантемира — взяточники, бездельники, казнокрады. Они оцениваются с точки зрения пользы государству, в отличие от древнерусской литературы, где нравственность определялась соблюдением евангельских заповедей. Автор показывает пороки героев — невежество, скупость, жестокость — и порицает их.
Сатира I «На хулящих учение. К уму своему» имела политическое звучание, так как была направлена на невежество как не абстрактный порок, а политическую силу, воинствующее невежество власти. Это было время противостояния сторонников петровских реформ и их противников, и одним из разногласий было отношение к наукам и образованию. Противники науки и просвещения стали объектами сатирического пера Кантемира. Второй частью заголовка, обращением к своему уму, автор подчеркивает свое одиночество в этом вопросе.
Святоша Критон и помещик Силван, представители старого поколения, противники реформ. Критон, по характеристике автора, — суеверный невежа, он думает, что науки губят людей, развращают их, приводят к безбожию. Пытливая молодежь, не признающая церкви, его возмущает.
Расколы и ереси науки суть дети;
Больше врет, кому далось больше разу мети;
Приходит в безбожие, кто над книгой тает...
Уже свечек не кладут, постных дней не знают;
Мирскую в церковных власть руках лишну чают,
Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали,
Поместья и вотчины весьма не пристали.
Силван, скупой дворянин, называет врачей обманщиками, говорит, что иностранные языки, алгебра и геометрия не нужны ему в хозяйственных делах.
Живали мы преж сего, не зная латыне,
Гораздо обильнее, чем мы живем ныне... 

А. Д. Кантемир
Им вторит и пьяница Лука, говоря: «Наука содружество людей разрушает». Щеголь Медор тужит, что на книги изводят бумагу, и ему нечем завить кудри. Это новое поколение, согласное со старым.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита...



Все кричат: «Никакой плод Tie видим с науки, Ученых хоть голова полна - пусты руки». Епископ считает, что невежество свое можно прикрыть рясой, ризой и клобуком с клюкой, своей важностью. Судья должен «вздеть перук с узлами, бранить того, кто просит с пустыми руками». Автор делает печальный вывод: Коли что дала ти знать мудрость всеблагая, Весели тайно себя, в себе рассуждая Пользу наук; не ищи, изъясняя тую, Вместо похвал, что ты ждешь, достать хулу жую. В сатире II «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» мы слышим диалог между Филаретом («добродетельным») и Евгением («благородным»). Евгений возмущается, что незнатных людей выдвигают на хорошие посты, а его, с благородной кровью, обошли. Заслуги предков он расценивает как средство для получения нужного чина. Знатны уже предки мои были в царство Ольги И с тех времен по сих пор в углу не сидели - Государства лучшими чинами владели. Автор устами Филарета говорит, что заслуги отца не помогут бездарному и ленивому сыну. Разнится - потомком быть предков благородных, Или благородным быть. Та же и в свободных И в холопях течет кровь, та же плоть, те ж кости. Он показывает недостатки Евгения, рассказывая о Клите: лень, отсутствие целеустремленности, неумеренность в словах, неучтивость, невежество и злонравие. Когда .человек с такими пороками получит чин, рано или поздно его недостатки откроются. Кантемир доказывает, что не звание, не знатность рода, а собственные заслуги делают человека «благородным». В петровской «Табели о рангах» продвижение дворян по службе шло в зависимости от их усердия и образования. Удар по боярским привилегиям вызвал недовольство потомственной аристократии. В сатире III «О различии страстей человеческих» показаны пороки духовенства. Церковник Варлам на людях постится, а дома ест в свое удовольствие, осуждает похоть, а сам «жадно пялит с под лба глаз на круглы груди». Поэт осуждает его корыстолюбие и ханжество. В той или иной «страсти» героев — причина их порочного поведения. М. Ломоносов говорил, что у Кантемира «все страсти всякого чина людей самым острым сатирическим жалом проницаются». Сатира IV «О опасности сатирических сочинений» первоначально называлась «К музе своей», потом «К музе в свое оправдание». Он пишет, как были встречены его сатиры в разных кругах общества. Особенно острой была реакция приверженцев старины, они считали сатиры Кантемира опасными. Этой сатирой автор хотел подвести итог написанному, здесь Кантемир размышляет о своей творческой судьбе в будущем, излагает свои эстетические принципы, творческую программ). Автор говорит о твердости своих взглядов, несмотря на обстоятельства. В сатире V «На человеческие злонравия вообще. Сатир и Периерг» мы читаем о невежде Макаре, ставшем вельможей. Ему все угождают, льстят его уму, но продолжается это недолго. Удачливые соперники опережают его, а Макар оказывается в Сибири. Таким образом неподходящий для важного места герой теряет его. Там же мы видим купца- плута, который говорит о боге и грехах, но одновременно спаивает народ (он торгует вином). Автор осуждает пьянство, пьяные драки и бесстыдство, темноту и невежество народа. Даже сатиру, случайно оказавшемуся в городе, противны упившиеся горожане. Последние четыре сатиры прославляют покой и умеренность. В сатире VI «О истинном блаженстве» разговор о «тишине» и покое, сменяется картиной порочных придворных нравов, заполняющей все повествование. Кантемир проповедует отказ от участия в придворных интригах и в погоне за чинами. Он учит довольствоваться малым, ему претит роскошь и стяжательство вельмож. В сатире VII «О воспитании. Князю Никите Юрьевичу Трубецкому» автор говорит об ответственности родителей за умственное и нравственное воспитание детей. Родители должны не только давать наставления словом, но и своими делами подавать пример детям. Он показывает испорченные нравы и порядки, которые видят дети дворян, и осуждает их. Главно воспитания в том состоит дело, Чтоб сердце, страсти изгнав, младенцев зрело В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен Сын твой был отечеству... Стиль Кантемира — это разговор с обилием пословиц и поговорок, живой речью, нарочито сниженной лексикой, сатиры щедро снабжены примечаниями. Каждый герой наделен одной страстью: это или лицемер, или невежда, или стяжатель, или щеголь. Автор предостерегает читателя сделаться жертвой страстей. Прототипов его сатир можно было легко узнать, поэтому сатиры Кантемира долгое время не издавали, решась на это только спустя двадцать лет после смерти писателя. До этого они расходились в рукописном виде. В. Г. Белинский говорил, что автор «первый на Руси свел поэзию с жизнию, тогда как сам Ломоносов только развел их надолго». Литературная деятельность Кантемира имела большое общественное значение. Традиции Кантемира продолжили такие сатирики, как Сумароков, Фонвизин, Крылов.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Кантемир > Сквозные темы сатир А Д Кантемира