Первая встреча Гринева с Пугачевым (анализ II главы повести А С Пушкина «Капитанская дочка») - сочинение

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.
Повесть «Капитанская дочка» считается первым русским реалистическим произведением на историческую тему. Новые принципы изображения действительности проявились как в особенностях сюжета произведения, так и в создании образов главных действующих лиц.
Повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, Гринева — лучшего представителя дворянства, для которого понятия чести, достоинства, долга основополагающи. Это составляет нравственную основу, точку отсчета, с которой автор смотрит на героев и события романа, в том числе и на образ Пугачева — предводителя народного восстания. Показателен в этом смысле эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым (2 глава повести).
Семнадцатилетний Андрей Петрович Гринев вместе со стремянным Савельичем, которому дали наказ смотреть за «дитятей», направлялись в Оренбург на место службы. По дороге они попадают в буран, где натыкаются на странного человека, сумевшего вывести их к жилью. Под вой метели Гринев засыпает и ему снится вещий сон, где мать его подводит к постели умирающего отца для того, чтобы он его благословил, вместо отца в постели оказывается простой мужик, от благословения которого Гринев отказывается, тогда мужик вскакивает с постели и, размахивая топором, убивает всех подряд. Гринев оказывается в лужах крови, а мужик упорно предлагает свое благословение. На этом юноша проснулся. Сани подъехали на постоялый двор, где Гринев с Савельичем и разглядели незнакомца, выручившего их из беды. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч... Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское», говорил поговорками и на каком-то непонятном «воровском языке». В благодарность Гринев подарил мужику заячий тулуп. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком, — вспоминал Гринев. — Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».



Эпизод имеет важное значение в композиционном плане всей повести, так как именно здесь происходит завязка действия: Гринев знакомится с Пугачевым. Именно это знакомство сыграет и счастливую, и отрицательную роль в судьбе Гринева. Подарок этот Пугачев действительно не забыл, и это спасло Гриневу жизнь, когда войско бунтовщиков захватило Белогорскую крепость. Конечно, Пугачев — не романтический персонаж (каким во многом был, например, Дубровский). Пугачев — мужик, начиная от речи и портрета и заканчивая сценой казни. Он близок Народу, он сам его органическая часть, а оттого отражает как его достоинства (широту души, справедливость, великодушие), так и недостатки (самонадеянность, стремление в большей степени полагаться не на разум, а на чувства, соблазн трактовать нравственные законы по-своему). Пушкин стремится показать и Пугачева-человека. Личность Пугачева, его моральные качества, внутренний нравственный конфликт выходят в повести на первый план. Пугачев не забывает сделанного ему добра (история с заячьим тулупчиком), он проявляет великодушие по отношению к Маше и «наказывает» подлеца Швабрина, несмотря на то, что он был одним из его сподвижников. Итак, эпизод встречи Гринева и Пугачева играет важную роль в идейно-художественном содержании повести, так как особенно ярко отражает основную гуманистическую идею, заложенную в повести, — Пушкин рассматривает мир и человека как изначально благословенное и прекрасное Творение Божие. Уменьшить зло в мире можно только одним способом — не привносить его в мир самому. Пушкин вводит в систему ценностей меру ответственности каждого человека за то, что происходит в мире, а также и за бунт против Бога и его Творения. Как отмечал В. Г. Белинский, произведения Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Капитанская дочка > Первая встреча Гринева с Пугачевым (анализ II главы повести А С Пушкина «Капитанская дочка»)