Высокие моральные и этические ценности в поэзии Р Киплинга «Если» - сочинение

Цель:  углублять умение анализировать поэтический текст, выучить основные темы и проанализировать художественные средства стиха Киплинга «Если...»; развивать умение высказывать и аргументировать свою мысль.

Оборудование: портрет писателя, Л. Бетховен «Ода радости».

    Вот так и надо жить.
    Так и держаться, боря самого себя из лености,
    бездеятельности, без интереса и т.п.
    Учиться жить - это высокое искусство,
    которому немало людей так и не научилось,
    хотя прожили жизнь.
    Но здесь и удивляться никак: кто учит жить?
    Василий Стус.

Ход урока.

I.          Актуализация опорных знаний.

Выразительно прочитать наизусть отрывок из стиха Киплинга «Если...». Объяснить, почему вы выбрали именно этот отрывок.

II.        Работа над углубленным изучением текста.

1.         Объявление темы, цели, эпиграфа урока.

Проблемный вопрос урока: «Что значит быть и всегда оставаться настоящим человеком?».

2.         Работа в группах.

Группа 1.

1.         Перечитайте первую строфу поэзии Р. Киплинга «Если...».

2.         О каких жизненных испытаниях речь идет в этой строфе?

3.         Как должна вести себя настоящая сильная личность в таких условиях?

4.         Объясните, как вы понимаете слова:

Как вопреки всему ты веришь в себя,

А их уныния также возьмешь суть...

Обманутый - молчать и пройти

Под взглядом ненависти, притом

Не играть в добродетели ни доброты...

5.         Сформулируйте главное завещание первой строфы.

6.         Какие художественные средства использует автор для яркого воплощения своего замысла в этой строфе. Прокомментируйте.

7.         Какое ваше отношение к проблеме, затронутой в строфе? Как она соотносится с идеей всего стиха?

Группа 2.

1.         Перечитайте вторую строфу поэзии Р. Киплинга «Если...».

2.         Почему автор предостерегает от мечтательности и культа мысли?

3.         Какую мысль утверждает поэт в словах:

Если Триумф, ровно как несчастье,

Воспримешь как дым и ветер... ?

4.         Почему Киплинг приравнивает Триумф и Несчастье?

5.         О каком испытании речь идет в этих строках и как, по мнению Киплинга, должна реагировать сильная личность на это:

Если вытерпишь, как из правды твоего слова

Прохиндей ставит ловушку на простых...?

6.         Назовите черты характера, которые должен воспитывать в себе настоящий Человек для преодоления трудностей, которые подстерегают на жизненном пути (вторая строфа).

7.         Проследите рост испытаний, указанных в строфе. Как называется такой художественный прием? Каково его значение?

8.         Какие еще художественные средства использует Киплинг в этой строфе? Посудите и объясните, как они помогают раскрыть замысел автора.

9.         Какие жизненные проблемы затронуты во второй строфе? Какое ваше отношение к указанным проблемам?

10. Как строфа соотносится с основной идеей стиха «Если...»?

Группа 3.

1.         Перечитайте третью строфу поэзии Киплинга «Если...».

2.         Прокомментируйте, как вы понимаете строки:

Если ты сможешь в прорыве одном

Поставить все на карту и проиграть,

А потом - все сначала, и никому

О потерях даже слова не сказать...

3.         Какие черты характера поэт утверждает как необходимые качества сильного Человека? Соглашаетесь ли вы с мыслью поэта?

4.         Объясните, как вы понимаете метафору: «... когда уже в тебе все сгорело...».

5.         Что, по мнению автора, является сильнейшим в человеке?

6.         Соглашаетесь ли вы, что сильная личность должна жить и бороться, даже все потеряв?

7.         Как сила воли соотносится с человеческим достоинством?

8.         Какое место этой строфы в идейном замысле поэзии «Если...»?

Группа 4.

1.         Выразительно прочитайте четвертую строфу стиха Киплинга «Если...».

2.         Назовите главные образы строфы.

3.         Какую аллегорию воплощают образы «толпы», «короля»?

4.         Объясните строки:

«... достойно вещь вести с толпой», и

«с Королем не тратишь простоты».

5.         Какие добродетели должен иметь Человек, чтобы не потеряться в толпе и не «пыжиться» к санам и чинам?

6.         Какое содержание положено в строки:

... если все считаются с тобой - На расстоянии, которое отмеривал ты.

7.         Какое завещание дает сыну Киплинг относительно каждой минуты жизни? Как вы поняли это завещание?

8.         Можно ли сказать, что в последней строфе тема стиха достигает своей вершины звучания, апогея? Мысль аргументируйте.

ІІІ. Обобщение и итоги.

1. Слово учителя.

«Письмо сыну» написано в форме обращения к сыну. Отец знает, что пройти по жизни очень тяжело, но возможно, если придерживаться благородных правил поведения. Моральные установки Киплинга лишены скучного поучения. Они не удручают, а поднимают над будничностью, побуждают быть на высоте.

Стих «If» - это кодекс поведения «тебя» среди «их». Каким же ты должен быть? Прежде всего, оставаться верным себе, не стремиться стать как все.

Художественный мир Киплинга черно-белый, без полутонов. Чтобы сделать более выразительной мысль, он использует антитезу.

•          Какие же требования ставит поэт к сыну?

•          Какая роль анафоры — повторение слова «если»?

 «Если» (ситуация, мир)   

    Ты (человек)
    Все против тебя, утратили веру    
    Веришь себе, выяснишь, почему так произошло, неутомимо ждать своего времени
    Оболгут, будут ненавидеть
    Не оправдываться, не заигрывать
    Будет дан дар, талант мечты, мысли        
    Не должен создавать кумиров, зазнаваться
    Придет слава или станешь несчастливым, все потеряешь        
    Оставайся одинаково равнодушным.
    Не опускай руки в отчаянии
    Рискнешь      
    Все потеряв, начнешь все сначала
    Потеряешь последние надежды    
    Соберешь всю свою волю и выстоишь
    Окажешься на социальном дне или высоте        
    Не потеряешь себя, не предашь себя
    Будешь беречь каждую минуту Будешь    
    Работать над собой, не сетуя на себя.

Вывод. Как сможешь так жить, то мир, испытав тебя, отступит и станет принадлежать тебе, так как ты - Человек.

ІV. Домашняя задача.

1          уровень — выписать и объяснить художественные средства.

2          уровень — написать произведение-раздумье «Духовная казна настоящего человека».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Киплинг > Высокие моральные и этические ценности в поэзии Р Киплинга «Если»