Сочинения > Кладовая солнца > ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ (по сказке были М М Пришвина «Кладовая солнца»)
ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ (по сказке были М М Пришвина «Кладовая солнца») - сочинение


Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», план
Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»


Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана для конкурса, объявленного Детгизом. Ей была присуждена первая премия. Писатель считал, что сказка рождается как поэтическое видение мира, как мечта о том, чего еще не было. Сказка, по Пришвину, лишь предвосхищает правду. Ее он понимал как синоним небывалого. Сказка действительно раздвигает границы существующего и заставляет верить в чудо. Пришвин соединил в одно целое сказку и роман, быль и небыль, теперешнее и желаемое будущее. Оставаясь реалистом, писатель увлекал за своей романтической мечтой в будущее царство гармонии человека с природой и самим собой. Современный роман виделся ему сказкой, заключенной в реальное пространство и время.
Именно такова история о жизни маленьких сирот в тяжелые годы войны. В пришвинских произведениях о природе всегда присутствует научное обоснование предмета. Местом действия в сказке является Блудово болото. Здесь есть вставная новелла о торфе — конденсаторе солнечной энергии. Но в еще большей степени хранилищем энергии света являются сердца героев сказки — людей и животных. Сюжет повести — история похода детей за клюквой. В сказке сплетается множество разных историй: о мудром леснике Антипыче, о его собаке Травке, злом волке, несчастных сросшихся деревьях. Так образуются вставные новеллы, повествующие о жизни людей, животных, растений. Но рассказ о них нужен писателю для того, чтобы читатель понял главную идею: издревле живет на земле единственная правда — правда вековечной суровой борьбы людей за любовь.
Герои сказки — обыкновенные ребята. В их облике нет ничего сказочного: ни небывалой красоты, ни богатырской силы. Однако портретные характеристики чем-то напоминают героев сказок: Настенька — золотокудрая, с веснушками, напоминающими золотые монетки, любопытным носиком-попугайчиком; Митра- ша — крепкий, плотный, лобастый, с широким затылком. Перед нами на просто мальчик и девочка, а два совершенно разных психологических типа: Настя добрая, нежная, женственная, Митраша — упрямый, сильный, целеустремленный, прямо «мужичок в мешочке». Оба они натуры самобытные, одаренные. Но каждому из детей еще предстоит стать личностью: для этого они должны пройти, по мнению писателя, нравственное очищение через взаимодействие с природой.
Осиротевшие малыши не пошли в детский дом. Они попробовали самостоятельно утвердиться на земле и так повели оставшееся от родителей хозяйство, что взрослые колхозники диву давались. Ребята самостоятельно строят свою жизнь. Им, конечно, помогают односельчане, но и сами дети принимают участие в общественном труде. Поход за клюквой стал для мальчика и девочки своего рода проверкой моральной сущности их личности, экзаменом на зрелость. Их ожидают в пути и ссоры, и огорчения, и опасности, вплоть до смертельных. Пришвин намечает свою излюбленную сюжетную ситуацию — человек в единоборстве с природой. Очень разные по характеру, дети идут в поход с разным настроением. Настя пойдет в лес по знакомой тропе, по которой все бабы с давних пор ходили за клюквой. Ее брат отправляется открывать неведомые места, куда еще не ступала нога человека, какую-то сказочную «палестинку» — поляну с сыпучей ягодой. Романтическая мечта завещана мальчику отцом. И ребенок чувствует себя мужчиной, способным принять эстафету старших поколений. Он берет с собой отцовский компас, ружье, куртку. Спор у лежачего камня — это противостояние практического мировоззрения, которое верит только фактам, и романтического, увлеченного мечтой и сказкой. Торная тропа Насти есть осторожная оглядка на опасность непознанного, слабенькая тропинка Митраши — это дорога открытий и риска.
Пришвин показывает, как в природе действуют добрые и злые силы, которые помогают и вредят детям. Они в сказке образно многолики: слепая лань, ядовитая змея, злой волк, черный ворон и гончая собака Травка, лесные птицы, славившие победу солнца, сросшиеся деревья, которые скрипом своим разбудили у Травки тоску по человеку, солнце, согревшее сирот. В сказке постоянно идет борьба между добром и злом за обладание детьми. Почти как в каждой сказке, герои находятся перед выбором: куда идти. Ребята стоят у развилки дорог и не знают, какую из них выбрать. Под порывом холодного ветра застонали и заплакали сросшиеся деревья, стремясь предостеречь сирот от грозящих бед. Серая хмарь закрыла доброе солнце, предупреждая их об опасности. Природа призывает ребят не ссориться и вместе преодолевать трудности. Символика сказки-были «Кладовая солнца» представляет собой философское обобщение жизненного опыта человека. Пришвин утверждает, что серьезным препятствием во взаимодействии с природой может быть разобщенность людей.
Писателю очень дороги и близки отдельные стороны нравственного облика детей: доброта и простота, внимание к миру, трудолюбие, смелость, жажда открытий. Золотокудрая девочка и лобастый мальчик должны пройти через испытания, преодолеть в себе многое и многое приобрести.



     
     



Настя, оспаривавшая Митрашину мечту о «палестинке», в конце концов сама вышла на полянку с сыпучей клюквой. Прав оказался брат. Ссора с ним не украсила девочку. Да и до полянки Настя добралась не совсем бескорыстно: ею овладела жадность, да так овладела, что из «золотой курочки», нежной и рассудительной, она превратилась в ползучую тварь. Во всяком случае, красавец лось видит ее такой и не спешит убегать в лес — ползучая тварь для него не опасна. Даже шипящая гадина-змея не торопится уползти в заросли. Пришвинский лес не хочет видеть своим владыкой человека, обуянного жадностью. С неподдельной болью замечает художник, что даже громадное тело лося выросло на осиновой корочке и лепестках болотного трилистника: зачем же хрупкой грациозной девочке столько клюквы, что, хватая ее, она ни разу не вспомнила о брате? Пришвина беспокоит, что человек порой бывает более жадным и злым, чем зверь. Ведь даже зверь берет от природы ровно столько, сколько ему необходимо для утоления голода. Человек же хватает сколько может. Прозрение Настеньки у теплого пня начинается с того, что в шипящей змее она узнает себя, вылезшую из шкуры и недоуменно оглядывающую мир. Эта мысль пробуждает у девочки задремавшую совесть, и только тогда она становится прежней маленькой женщиной, заботливой и ласковой. Настенька манит к себе бездомную Травку, обещает поделиться хлебцем, окликает потерянного брата.
И Митраша к концу сказки становится иным: он поборол в себе самонадеянность, которая чуть не привела его к гибели, — он завяз в трясине, потому что бездумно пренебрег опытом первооткрывателей «палестинки», уклонившись от тропы человеческой и решившись проскочить роковое водяное зеркальце. Зловещий вещун, черный ворон, уже предвкушает поживу. Но радость его преждевременна, так как господствует на земле великая правда борьбы людей за любовь. Неожиданное спасение к злополучному путешественнику приходит неожиданно, как в настоящей сказке.
Сказка-быль композиционно представляет собой цикл маленьких новелл, у каждой из которых свой сюжет и свои персонажи. Но они не воспринимаются разрозненно, так как каждая вливается в общий поток событий. Перед нами возникают эпизоды то данного момента, то прошлого, воссозданного в воспоминаниях персонажей и повествователя. Вставная новелла о мудром леснике Антипыче является своего рода ключом к пониманию авторской позиции. Лесник любил посмеяться над юными охотниками, лазавшими по болоту со всем снаряжением, и советовал им голенькими ходить. Пришвин приводит нас к мысли, что надо любить природу, бережно и рационально относиться к ней, и тогда она сама раскроет перед нами свои богатства. Ведь и растения, и животные, так же как и сами люди, являются частью природы. Именно поэтому Пришвин рисует их такими мудрыми. Вспомним собаку Травку. Она очутилась перед мальчиком, потому что побежала за зайцем. Но на охоту ее погнал не голод, а тоска по Антипычу. Воспоминания же нахлынули на собаку тогда, когда застонали под ветром сросшиеся деревья: «...У деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Митраша спасается при помощи собаки. Рядом с добрыми силами действуют и злые. Злейшим врагом человека в сказке является волк по кличке Серый помещик, потому что он заботится только о себе. Отступление о волчьем вое является предупреждением. Художник учит нас видеть зло в природе и обществе и бороться с ним. Пришвин осуждает человека, обреченного на гибель собственной злобой.
И все же человек у Пришвина остается венцом живой природы, но он должен быть милосердным и внимательным. В сказке-были звучит гимн людям: «Бывает, наклонишься к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь-то весь человек, большой, прекрасный... из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь как в зеркало... И так он прекрасен там в зеркале, со всею природой, облаками, лесами...» Человек и природа всегда должны быть едины и неразрывны — этому и учит нас Пришвин. 



Похожие сочинения


Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», план
Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее