Вечный вопрос кому на Руси жить хорошо (Сочинение критика социальных спекуляций) - сочинение

Сама тема предполагает сноску на поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Тема эта и в некрасовские времена была непростой, а в наше время считается просто непристойной: у нас ведь все всегда хорошо, а трудности - временные. Но я отважусь повторить вопрос: так кому на Руси жить хорошо?
Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после «освобождения» от крепостной зависимости: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Наш якобы свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ в 19-м веке чесал затылок на распутье, чешет он и теперь: опять обманули!
Некрасов делит героев поэмы как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого человека на Руси и прилепиться к его счастью.
Получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне сказали как отрезали: «Ты мимо их, помещиков! Известны нам они!». Наши современные правдоискатели тоже гонят «мимо» высокую культуру прошлого, «рок» и «попса» нам ближе музыкальной классики, джинсы практичнее фрака - мимо!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно «слово христианское», но при этом гонят в шею дьячка: «Проваливай!», зато сочувствуют «страшной» повести солдата и говорят ему: «На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего: Ты счастлив - слова нет». Любит наш народ людей в мундире с блестящими пуговицами и кобурой на ремне: «в танкистской форме при погонах...», как с уважением поется в одной народной песне.
В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя:
...грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле...
Большая часть его труда присваивается «долыциками»-посредни- ками, которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян: Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Вот-вот землю у нас станут покупать и продавать, тогда новый Яким почернеет на своей земле, так и не сделав за два века никаких выводов. С большим сочувствием относится Некрасов к Ермилу Ги- рину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
в семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,



Не попустил виновному, Душой не покривил... Вот уж развито правосознание у человека, сказали бы мы сейчас... Но тот же Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда бунтовалась вотчина Помещика Обрубкова... Хорош Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов, а Савелий, богатырь святорусский, куда лучше - борец за народное дело: закопал в землю живого немца Фогеля. Сейчас детей воспитывают на кровавых боевиках, а Некрасов героем выставил садиста: «Клейменый, да не раб!». Зато о «пассивных» крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие». Ну как на Руси всем будет жить хорошо, если зависть и бандитизм мы возводим в добродетель? А «счастливые»-спокойные в поэме - презренные придурки. Дворовый князя Переметьева гордится тем, что его «дочка - вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». Нам милей наш русский мат, чем французские книжные выкрутасы. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: Люди холопского звания - Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Я сам слышал, как одна бабушка, наверное, старая учительница, бросила эту фразу милиционерам, когда те разгоняли их несанкционированный пикет, громивший витрины. Некрасов утверждает, что еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь... Поставлены пределы - НАТО расширяется с одной стороны, китайцы селятся в Сибири с другой. Еще через десять лет только иностранцам будет на Руси жить хорошо. А мы будем все вздыхать и охать о народной доле.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Вечный вопрос кому на Руси жить хорошо (Сочинение критика социальных спекуляций)