ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА В ПОЭМЕ Н А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» - сочинение

Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал.
Н. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-гражданин, певец народной жизни. Стихи Некрасова имели огромный успех, все современники чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах он произнес обличительный приговор самодержавию, выказал свою любовь к угнетенному народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м гг. XIX в. В это «трудное и лихое» время его муза заговорила «бойким» языком. Н.Г. Чернышевский о нем писал: «Вы теперь лучшая — можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы». Родине и народу посвящены почти все произведения поэта.
Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую рус 
скую деревню с ее печалью и нищетой и «несжатую полосу» крестьянина, которому «моченьки нет». В произведениях Некрасова нашли отклик страдания простого человека. С особой силой незавидная доля русских крестьян отражена Некрасовым в его поэме «Кому на Руси жить хорошо».
«Кому на Руси жить хорошо» является поэмой- эпопеей. В центре ее — изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение 20 лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма широкой панорамой охватывает жизнь России того времени. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои населения: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос произведения отчетливо прописан в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо» — проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» лишена конкретно исторического времени, она начинается с загадки «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но тогдашнему читателю нетрудно было понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 г., по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. С кем бы ни встречались мужики в поэме, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа характеризуется символическими названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоиска- тели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.
Автор симпатизирует и сочувствует тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным и бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и др. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду». Правдоискатели, не находя счастья в действительности, просят счастья для народа у Бога.
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!
Образы людей из народа написаны Некрасовым мастерски и с большой любовью. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Яким — честный труженик с большим чувством собственного достоинства, он отличается непокорным нравом. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:



У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и образ Ермила Гирина, типологически обобщающего в себе судьбы многих крестьян. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Ермил показал себя примерным старостой, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника, он остается верен правде жизни. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально: его сажают в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве души, высоких нравственных качествах. В главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные крестьяне близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Все эти образы, даже эпизодические, перекликаются друг с другом, создавая мозаичное, яркое полотно поэмы. Каждый эпизод поэмы, каждый образ, каждый мотив имеют равноправное значение в композиции произведения, они создают особые пересекающиеся линии, по которым идет развитие сюжета. Этот прием был назван учеными полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала значительным событием в литературном процессе XIX в. Она является завершением многолетних размышлений Некрасова о судьбе русского народа, последним поклоном великого поэта своей матери Отчизне. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в произведениях Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу. В последней поэме еще пронзительнее, чем раньше, звучит мотив безмерной любви к Родине, мотив многострадальной нелегкой доли русского народа.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА В ПОЭМЕ Н А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»