Многообразие крестьянских типов в поэме H А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сочинение

I.	Основная идея поэмы Некрасова.
2.	Мужики-правдоискатели.
3.	Холопы и хитрецы.
4.	Образ семинариста Григория Добросклонова как выходца из народной среды.
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая пи приди.
Мужик, трудясь, не думает, Что силы надорвет...
Н.	А. Некрасов.
«Кому на Руси жить хорошо»
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возник у Н. А. Некрасова вскоре после отмены крепостного права. Реформа 1861 года не оправдала надежд, которые на нее возлагало крестьянство. Вместо желанной свободы крестьяне попали в экономическую зависимость, которая куда крепче: ведь им пришлось выкупать свои наделы. Тяжкая доля русского народа всегда была центральной темой творчества Некрасова: разумеется, поэт не мог умолчать о новых проблемах, с которыми столкнулось не только крестьянство, но и все российское общество.
В своей поэме автор показывает широкую панораму народной жизни: тяжелый труд, бунты, терпеливое ожидание, горькое пьянство и редкие дни веселья, которые также не обходятся без чарки:
Пошла по жилам чарочка,
И рассмеялась добрая Крестьянская душа!
Так говорит один из героев поэмы, крестьянин Яким Нагой. Некрасов глубоко постиг душу народа, оН правдиво показывает и то светлое, что есть в его персонажах, но не умалчивает и об уродливых явлениях, которое тоже имели место.
Значительную роль в поэме автор отводит тем, кто готов бороться за правду, даже не имея почти никаких шансов на успех. Яким — один из таких правдоискателей:
Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Яким «до смерти работает, / До полусмерти пьет», однако в душе этого труженика сохранилось стремление хоть как-то украсить свой дом. С точки зрения дельца, Яким, конечно же, ведет себя крайне непрактично и неразумно: во время пожара он бросается в первую очередь спасать не деньги, нажитые непосильным трудом, а картинки, на самом деле не имеющие никакой подлинной ценности. Но в этом поступке мужика проявляется его тяга к красоте, пусть и необработанная и неосознанная.
Не менее колоритен образ Ермила Гирина, выкупившего мельницу на мирские деньги и впоследствии полностью возвратившего взятые у народа деньги:
...Рубль лишний, чей - бог ведает!
Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал,
Чей рубль ? да не нашел.
Уж солнце закатилося,
Когда с базарной площади Ермил последний тронулся,
Отдав тот рубль слепым...
С молодости Ермил, начавший тогда службу простым писарем, старался, как мог, облегчить участь своих братьев-
16  
крестьян. Никогда он не вымогал деньги, как другие чиновники, за свою помощь простым труженикам. Поэтому-то он и заслужил доверие народа. Лишь один раз отступил Ермил от правды и то лишь затем, чтобы избавить своего родного брата от солдатской доли. Но совесть замучила его, и он добровольно исправил сотворенную несправедливость. Казалось бы, этот человек вполне мог бы считаться счастливым:
Имел он все, что надобно Для счастья: и спокойствие,



И деньги, и почет, Почет, завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой! Но выясняется, что Ермил Гирин попал в острог в связи с крестьянскими волнениями. Автор поэмы, как и в случае с Якимом Нагим, не рассказывает подробно, что именно произошло. Но весь предыдущий рассказ о жизни Ермила подготавливает читателя к мысли о том, что герой поэмы пострадал за правое дело. Еще один пример борца за народные права — старик Савелий, которого Некрасов назвал святорусским богатырем. Через что только не прошел этот человек! Безжалостная порка барина Шалашникова, тяжелый труд на фабрике, построенной немцем-управителем, каторга, побеги, плети, поселенье... Савелий прожил долгую жизнь, и, оглядываясь назад, он горестно размышляет: Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася ? - Под розгами, под палками По мелочам ушла! Эти слова очень показательны: в них раскрывается не только частная судьба Савелия, но и участь огромных масс простых людей. Но не все крестьяне были такими, как Савелий, Ермил или Яким. Среди мужиков попадались и такие, как Клим Лавин, согласившийся быть фальшивым бурмистром при выжившем из ума князе Утятине. Клим — бездельник и краснобай, на своей шутовской должности он чувствует себя как рыба в воде. Клим с пренебрежением относится к крестьянскому труду: ... С работы, как ни мучайся, Не будешь ты богат, А будешь ты горбат! Представительная и солидная внешность, а также несвойственный простому человеку словарный запас помогает Климу создать вполне убедительный образ бурмистра, всецело преданного интересам своего барина: У Клима совесть глиняна, А бородища Минина, Посмотришь, так подумаешь, Что не найти крестьянина Степенней и трезвей. Есть в поэме и образы подлинных холопов, рабски преданных своему барину. Таков Ипат, дворовый князя Утятина: «барина столь много любит он!» У Ипата вызывают умиление воспоминания о самодурских выходках его господина, которые на самом деле унизительны для человеческого достоинства. По-рабски мстит за своего племянника и Яков, повесившийся на глазах своего парализованного барина. Но среди крестьян встречаются и те, кто за деньги готов продать свободу других, как это сделал староста Глеб из притчи «Крестьянский грех»: Глеб - он жаден был - соблазняется: Завещание сожигается! Поэтому Игнатий Прохоров и утверждает, что самый большой грех — это крестьянский грех: Все прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться! Но Некрасов устами одного из своих героев — Гриши До- бросклонова — объясняет, что столь самые страшные язвы крестьянской жизни порождены крепостным правом: уродливые, противоестественные отношения раба и господина порождают рабскую психологию. Образ Григория Добросклонова, сына деревенского дьячка, но сути, тоже является одним из крестьянских образов. Хотя дьячки и считались лицами духовного звания, а следовательно, крепостное право на них не распространялось, но образ жизни отца Григория, его самого и его брата мало чем отличается от быта простых мужиков. Григорию близки и понятны тяготы и заботы этих неказистых тружеников, он ощущает духовное родство с крестьянами: И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась - и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Многообразие крестьянских типов в поэме H А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»