В центре поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — не жизнь отдельной личности, а судьба всего народа. Но Некрасов как раз и достигает широкого охвата действительности с помощью изображения различных персонажей и их жизненных исканий. Вопрос, который ставится в заглавии поэмы, — отнюдь не риторический и вовсе не праздный. Хотя в прологе, в сцене разговора и драки семерых мужиков кажется, что они спорят «от нечего делать». В те годы, о которых идет речь (хотя Некрасов и не уточняет, когда именно: «В каком году — рассчитывай...»), вопрос о счастье был едва ли не самым значительным для русского крестьянства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что однажды собираются семеро мужиков-правдоискателей и отправляются на поиски счастливого крестьянина. И первый, кого они встречают на своем пути, — поп. Он весьма ловко избегает прямого высказывания своего мнения, отвечая (и, как кажется, со всей возможной искренностью) на вопрос: «Ты как-— вольготно, счастливо живешь, честной отец?» Поп представляет свое положение так, будто бы он страдает ничуть не меньше крестьян, а может быть, даже и больше. Он замечает, что не обладает ни покоем, ни богатством, ни почетом, которые крестьяне считают главными признаками счастливого человека. Более того, поп жалуется на свою судьбу: И пусть бы только косточки Ломалися одни, Нет! Всякий раз намаешься, Переболит душа... Своеобразно оценивает свое положение и помещик. В его глазах счастье — это богатство, владение собственностью: Твои деревни скромные, Твои леса дремучие, Твои поля кругом! Всеобщая покорность: Пойдешь ли деревенькою — . Крестьяне в ноги валятся, Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса! Неограниченная власть над людьми: Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую. Поиск В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Народ в споре о счастье (по поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») |