Сокровища русской души (по поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») - сочинение

Некрасова недаром называли народным поэтом. Он остро чувствовал «больные» вопросы своего времени. Это и подтолкнуло его на создание «эпопеи народной жизни», поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Автор хотел показать жизнь русского мужика изнутри, глазами этого самого мужика.
В данном случае под словом «мужик» подразумеваются, конечно, все многочисленные и многообразные представители крепостных крестьян.
Нравственная сила и красота народного характера раскрываются уже во второй главе книги — «Сельская ярмарка». Читатель погружается в атмосферу широкого народного гулянья: все вокруг празднично, ярко, светло, весело, шумно. Русский народ не знает удержу в веселье:
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Когда крестьяне смотрят комедию с Петрушкой, то «часто в речь Петрушкину вставляют слово меткое», что говорит об остроте ума мужика и лексической сокровищнице народа. Об этом говорили многие русские писатели, в частности, Гоголь. Если уж русский мужик наградит кого-нибудь прозвищем, то человеку от него уже не избавиться.
Но особенно в этой главе обращает на себя внимание эпизод, когда Веретенников покупает Вавиле ботиночки для внучки. Причем каждый присутствующий так рад этому, словно ему самому сделали подарок. У крестьян за душой ни гроша, но они радуются счастью другого. Такое бескорыстие — одна из основных черт русского характера.
Ярмарочное веселье к ночи переходит в ничем не сдерживаемое пьянство (глава «Пьяная ночь»). Здесь, как нигде, раскрывается сложность и противоречивость народного сознания. В этой главе мы знакомимся с Якимом Нагим. Он объясняет, что невозможно работать так тяжело, как работает крепостной мужик, и не пить. Про Якима говорят:
...Он до смерти работает, до полусмерти пьет!..
Это можно сказать с уверенностью про любого мужика. На Руси испокон веков все вопросы решались с помощью выпивки. Это одна из наиболее характерных народных черт, хотя ее уж никак не отнесешь к «сокровищам». Но достоинство Якима Нагого не в том, что он работает или пьет. Нет. Он протестует — вот главное. Он готов постоять за народные интересы; у него есть чувство крестьянской чести, достоинства и гордости. Наконец, показателен и тот эпизод с Якимом, где рассказывается о пожаре в деревне: он спасал прежде всего не деньги, а «картиночки» сына. В Якиме, народном заступнике, Некрасов постарался воплотить те прекраснейшие черты, которые он ценил в народе.
Говоря о русском народном характере, нельзя забывать и еще об одной черте народной жизни — коллективном труде. В эпизодах, рисующих крестьян деревни Вахлаки, картина всеобщей работы проникнута светлым, и даже праздничным чувством:



Народу тьма! Там белые Рубахи баб, да пестрые Рубахи мужиков, Да голоса, да звяканье Проворных кос... Здесь автор показал радость труда. Она видна во всем: в слаженности, ловкости, ритмичности движений крестьян. Труд не кажется тяжким бременем. Безусловно, он тяжел, но в то же время и радостен. Особое значение в поэме имеют рассказы о Матрене Тимофеевне и Савелии. Матрена Тимофеевна — воплощение столь любимого Некрасовым образа русской крестьянки. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, великодушна, горда. Она готова пожертвовать собой ради близких. Она мать, жена — в этом ее призвание. Некрасов восхищается тем, как героиня с гордо поднятой головой сносит все тяготы, выпадающие на долю жены и матери крепостного. Савелий — это образ русского богатыря. Он видит богатырство крестьянина в терпении: А потому терпели мы; Что мы — богатыри. В том богатырство русское. Тут нужно понять, что под терпением Савелий подразумевает многое. Это и стойкость, и выносливость, и умение противостоять злу, не сломаться, выстоять. Все эти добродетели присущи русскому мужику, несмотря на тяжесть его доли и безмерность страданий. Народная жизнь раскрыта Некрасовым в различных проявлениях. После прочтения поэмы перед читателем возникает -поистине великий образ русского мужика. Он велик во всем: в работе, в разгуле, в терпении, в благородстве души. Несмотря на нищее, рабское, беспросветное существование, народ сохранил в себе великую силу. Ведущие образы в поэме — крестьяне, готовые к бунту, к протесту. Некрасов хотел своим произведением пробудить в народе дремлющую силу. Русская душа богата сокровищами, но самое главное из них — это воля к борьбе.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Сокровища русской души (по поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)