Искусство видеть мир внутренним взором (Аналитическое сочинение по повести В Г Короленко «Слепой музыкант») - сочинение

Как повесть И.С. Тургенева «Муму» в школе принимают за «печальную историю про бедную собачку», так и повесть великого русского гуманиста Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» растолковывают нам на уроках литературы как «счастливую историю с хеппи-эндом» про инвалида с детства, сумевшего найти свое призвание в мире зрячих.
На самом деле Тургенев повествует нам о разбитой любви Герасима к Татьяне, о растоптанном человеческом достоинстве и торжестве сильной личности над слепой тиранией. А Короленко в своем произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь и стоит ли жить даже зрячему, если он не видит прекрасного в окружающем мире.
«Глаза, сказал кто-то, зеркало души. Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира», - так говорит сам Владимир Галактионовича Короленко в своей чудесной поэтической повести о слепом от рождения мальчике, ставшем знаменитым пианистом.
Петрусь родился живым и подвижным ребенком, но врожденный порок ограничил его мир расстоянием вытянутой руки. Мальчик постепенно сделался задумчивым, ушел мысленным взором в тайны, зрячим недоступные. Рядом с ним были сначала только два человека - его мать и дядя Максим, бывший гарибальдиец, - «правую ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку». Два полюса у внутреннего мира Петруся - нежная мягкость матери и мужественная грубоватость старого воина.
Мальчик воспринимал мир на вкус, на запах, на ощупь, но до весеннего обновления с песнями птиц и шорохом листвы рукой не дотянуться. Малыш после первого «контакта» с природой «тихо застонал и откинулся назад на траву». Он был в глубоком обмороке.
Но на пятом году жизни Петрусь попал под чарующую власть музыки - на самодельной свирели-сопилке играл Иохим, простой деревенский парень. Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Обостренный слух слепого отличал природное мастерство и чистоту исполнения от прилежного ремесленничества. Заграничное пианино матушки безуспешно пыталось «бороться с куском украшенной вербы» Иохима - мальчик не признавал вымученной игры по нотам. Чистые звуки незамысловатой дудки манили, а шум фортепианного механизма, диссонансы и вторичные призвуки ранили тонкий слух ребенка.
Но вскоре барыня материнским сердцем сама поняла, что «у мужика Иохима истинное, живое чувство» и открыла и у себя такое же, ненаигранное, искреннее. Так она сумела заставить мальчика полюбить свою фортепьянную игру, нашла к его сердцу тропинку.



С помощью музыкальных звуков ребенок научился постигать состояние души, сумел «различать» цвета и оттенки. «Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его существование». Мальчик нормально развивался физически на ласковой украинской природе, по-настоящему подружился с соседской девочкой Эвелиной. «Какой ты странный, мальчик!» - удивилась она, когда Петрусь впервые провел по ее лицу рукой, чтобы «разглядеть» ее хорошенько. «Я не странный, - с горечью ответил мальчик. - Я слепой». Эвелина в беседах раскрывает свое видение мира юному Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку. Она стала его глазами и единственной любовью. Тургеневский Герасим, глухонемой от рождения, по сравнению со слепым музыкантом - почти здоровый человек, способный за себя постоять. У Петра же развивается комплекс неполноценности. И, может быть, замкнулся бы он в себе и сделался навсегда несчастным, если бы не дядя. Максим Яценко хотел научить племянника меньше думать о своем недостатке, а больше - о страданиях других, остро чувствовать чужое горе. Помещичья усадьба тесна для Петра, хоть «ставшего уже юношей», но «выросшего, как тепличный цветок, огражденный от резких сторонних влияний далекой жизни». Петра вывозят в люди. Впечатления от встреч, с одной стороны, развили «замечательную тонкость ощущений» у молодого человека, «слух его чрезвычайно обострился». С другой - привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь его бесполезна для других, он - носитель некоего зла, за что и отмечен слепотой. Его мучает желание прозреть. Эта страстная мечта всей жизни найдет удовлетворение, когда его собственный ребенок, подаренный ему Эвелиной, родится зрячим. Юноше кажется, что ему лучше странствовать нищим, чтобы в заботах об угле для ночлега и куске хлеба насущного забыть про свое несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим ужасает его. Тогда дядя Максим, непримиримый максималист, советует племяннику отбросить все преимущества обеспеченной жизни и ступить на стезю добровольных страданий: «Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому голоду!». Петр присоединяется к бродячим слепым музыкантам. Стихия народной поэзии и музыки захватила его. Игрой на кобзе или бандуре слепой музыкант веселил простой народ, заставлял грустить. Страдания исцелили его душу, «как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвращается после странствий в компании слепых лирников. Он внутренне прозрел, укрепился духом, и теперь готов овладеть и высотами классической музыки. Повесть заканчивается эпилогом о киевском дебюте слепого музыканта. В его музыке публика слышала и «живое чувство родной природы», и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вдруг находящийся в зале дядя Максим услышал в основной теме произведения песню слепых: «Подайте слепеньким... р-ради Христа». «Музыка... великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы ... Да, он прозрел ... он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных», - утверждает в конце повести Короленко. А в повести Тургенева «Муму» Герасим стал слышать голос собственного достоинства, как бессмертный мотив рыцарского гимна, зовущего на бой за справедливость и братский мир между людьми.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Короленко > Искусство видеть мир внутренним взором (Аналитическое сочинение по повести В Г Короленко «Слепой музыкант»)