Сочинения > Котлован > Система образов повести «Котлован» А П Платонова
Система образов повести «Котлован» А П Платонова - сочинение


ПРОРОЧЕСТВО А. ПЛАТОНОВА В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН»
Жанровые особенности повести «Котлован» А. П. Платонова
Сюжет и проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»



Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя сча­стья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеоб­щего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вы­зов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи. Исследователи обратили внимание на особенности фамилии Во- щева. В данной фамилии героя мерцает множество разных смыслов: «воск», «вощеный», то есть человек чуткий к воздействиям жизни, все вбирающий, подчиняющийся течениям. Но «Вощев» — это и «вотще», то есть напрасно, тщетно (намек на его тоску, волю к поискам слож­ной истины). Его фамилия определяет его духовный путь — от на­дежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования. Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и ин­женера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспомина­ниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в при­общении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеет­ся избавиться от собственных проблем. Образ Насти символизирует в повести общество будущего. Она и сама связывает свою жизнь с коммунизмом: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не стало, а жили одни буржуи, так я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!». Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потяну­лись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них поя­вилась цель существования. И когда пустота в душах людей запол­няется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмыс­ленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.  В повести отдельными штрихами очерчены некоторые образы рабочих. Один из них — Жачев — безногий калека, инвалид пер­вой мировой войны, передвигающийся на тележке. Он зол и агрес­сивен. По поручению Чиклина Жачев «ликвидирует кулаков в даль» — отправляет их по реке на плоту. Жачев абсолютно уверен, что новое общество нужно строить для детей. Когда умирает Настя, Жачев говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: «… я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я Настю и любил…. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». Жачев уползает в город. На котловане его больше не видели. Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший арте­ли землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль. Именно Чиклину дос­тается тяжелое бремя долбить в «вечном камне» могилу для девоч­ки. В жизни землекопа остался один труд. Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста. Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ кре­стьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Кре­стьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать — это на свой гроб, сделанный точно по размеру. В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым яв­ляется образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготов­лено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйст­ва. Медведь — это символ безрезультатного, бессмысленного труда.

Похожие сочинения


ПРОРОЧЕСТВО А. ПЛАТОНОВА В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН»
Жанровые особенности повести «Котлован» А. П. Платонова
Сюжет и проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее