Многозначность символического заглавия романа Ф Стендаля «Красное и чёрное» - сочинение

Особенности сюжета романа. Динамизм, лаконичность и психологизм прозы Ф. Стендаля

Цели: выявить впечатления от прочитанного; проанализировать особенности композиции, роль эпиграфов; обратить внимание на символику цвета; стимулировать учащихся к выражению личностного отношения к прочитанному и героям; совершенствовать навыки высказывать собственные мысли, аргументированно доказывать их ценность; развивать интеллектуальные умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать стремление к проявлению творческих способностей.

Оборудование: портрет Стендаля; раздаточный материал в виде карточек; иллюстрации и коллажи учащихся к роману; эпиграфы на доске. Правда, горькая правда. Дантон Роман — зеркало, с которым идёшь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идёт человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности!

Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж большую дорогу с её лужами, а ещё того лучше — дорожного смотрителя, который допускает, чтобы на дороге стояли лужи и скапливалась грязь. Ф.

Стендаль

ХОД УРОКА I.

Организационный момент 1. приветствие учителя и объявление темы урока 2. Сообщение учителя об организации учебной деятельности на уроке: узловые моменты урока II.

Реализация домашнего задания 1. Фронтальная беседа по вопросам № 1, 3, 6, 8 и 9 анкеты, предложенной для домашнего задания 2. представление творческих работ: иллюстраций или коллажей Методический комментарий.

нужно установить, все ли прочитали роман, определить впечатления, дать возможность высказать свои суждения о произведении и героях; установить, какие трудности возникли в процессе чтения, что осталось непонятным; выявить, какие нравственные вопросы, затронутые в романе, остаются актуальными и почему; создать ситуацию общения, позволяющую ученику проявить собственное понимание произведения и представить свой способ видения его содержания. III. Композиционно-стилистический анализ текста Проблемно-поисковая беседа с частичной опорой на вопросы домашнего задания (вопросы анкеты домашнего задания 2, 4, 7) ♦ Что вам известно о творческой истории романа «Красное и чёрное»?

Почему писатель избрал для эпиграфа к I части слова Дантона «Правда, горькая правда»? (Эпиграфом к своему роману Стендаль взял эти слова, потому что действительно стремился изобразить правду жизни. Строго следуя этим словам, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие, о котором читал в 1827 году в судебной хронике. Это история семинариста Антуана Берто, покушавшегося на жизнь женщины, в доме которой он был воспитателем. Он был судим и приговорён к смерти.

Фактическая сторона дела довольно точно выдержана в романе Стендаля, но частному случаю писатель придал широкий типический смысл. Роман появился на свет через несколько месяцев после Июльской революции (в ноябре 1831 года) и, по словам самого писателя, «весь трепещет политическим волнением».

) (Повествование ведётся от третьего лица. Каждая глава предваряется эпиграфом, определяющим её главную идею.

Роман состоит из 2 частей, каждая из которых представляет определённый жизненный круг Жюльена Сореля. Но в жизни главного героя можно выделить три этапа: Верьер, Безансон, Париж. И они имеют одинаковую структуру: прибытие — адаптация в новой среде — восхождение — внешний и внутренний конфликт — катастрофа. ) Вы верно заметили некоторые особенности композиции. но вам, очевидно, трудно чётко определить, какой конкретный эпизод является завязкой, кульминацией и развязкой. Происходит это потому, что в романе несколько кульминационных центров.

Попробуйте их определить. (Учащиеся находят несколько кульминационных центров, ведут дискуссию по поводу того, какой из них наиболее правомерно назвать настоящей кульминацией. Учитель помогает направить разговор в нужное русло.) Š В литературоведении это называется композиционным ритмом.

Сюжетное время в романе линейно, т. е. нет отклонений в повествовании, нет нарушений в хронологической последовательности событий.

нет лирических отступлений. Все события и образы группируются вокруг одного героя. такой роман называется романом «единого героя». но это не мешает, а помогает писателю дать широкую картину социальной и политической жизни Франции 20-х годов XIX в. Как это ему удаётся?

Приведите примеры из романа. (При помощи перемещений Жюльена Сореля, его знакомств и наблюдений) Š В романе явно слышится голос автора. Как этого достигает Стендаль?

(В романе есть прямые, открытые рассуждения Стендаля, например в эпизоде, когда автор описывает город Верьер. Есть замечания, в которых автор сообщает что-то о своих героях.

Это проявляется в том, как и когда он вводит в текст произведения пейзажи, какие детали подчёркивает и т. п.

) Позиция автора, его «установки» высказаны Стендалем ещё и в эпиграфах к отдельным главам романа. О некоторых из них мы уже сегодня говорили, когда вы представляли свои мини-сочинения. Следует обращать на них внимание и в процессе дальнейшей работы над романом, так как для писателя введение эпиграфов является специальным приёмом. некоторые из них он придумал сам, но приписал тем или иным историческим личностям. Подумайте, какие возможности даёт этот приём? (Этот приём даёт возможность подчеркнуть что-то главное в героях, выделить основные идеи романа, чётко определить его проблематику. Кроме того, это создаёт исторический колорит и особую атмосферу.

) Š Вы готовили ответ на вопрос 2 анкеты. Как вы думаете, почему роман «единого героя» назван автором не его именем, хотя первоначально он именно так и хотел назвать свой роман? Что хотел подчеркнуть Стендаль, назвав роман «Красное и чёрное»? Очевидно, что в этом есть некий символический смысл.

Какой же? (Высказывают свои предположения: цвета революции и реакции, цвета жизнелюбия и отказа от всего земного, цвета жизни и смерти, цвета рулетки, цвета основных черт характера главного героя и т. п.) IV.



Подведение итогов урока. Рефлексия Экспресс-опрос ♦ Что нового узнали? ♦ на что обратили внимание?

♦ на что посмотрели иначе, чем раньше? ♦ О чём бы хотели поговорить на следующих уроках?

Методический комментарий. Учащиеся пишут краткие ответы на заранее подготовленных листочках, которые учитель собирает после звонка. Для экономии времени можно подготовить варианты предполагаемых ответов, из которых ученик выберет подходящий или впишет свой.

V.

Домашнее задание: групповая работа (В группы учащиеся объединяются по собственному желанию или по рекомендации учителя. ) 1) Выполнить анализ отрывка из романа по вариантам.

/ вариант. «Общая характеристика обитателей города Верьера» Выделите среди них «столпов общества». Подкрепите свои характеристики цитатами из текста. II вариант.

«Общая характеристика учащихся и преподавателей безансонской духовной семинарии» Выделите среди них наиболее «ярких» представителей. Подкрепите свой ответ цитатами.
вариант. «Общая характеристика представителей высшего аристократического общества, собирающегося в доме маркиза де ла-Моля» Выделите среди них тех, кто играет особую роль в судьбе Жюль-ена Сореля. Подкрепите свой ответ цитатами. 2) Составить коллаж, отображающий понимание символики цвета в романе. 3) Прочитайте слова, помещённые на карточке, объясните их смысл. По отношению к кому или чему их можно применить? Какие слова вы бы добавили? Карточка для словарной работы Гордость, гордыня, тщеславие, честь, честолюбие, клерикализм, лицемерие, ханжество, цинизм, плебей, эгоизм, эгоист, эготизм, эготист. Приложение Гордость. 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, Чувство своего превосходства в чем-либо. 3. Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; высокомерие, заносчивость. Гордыня. Устар. непомерная гордость. Иезуит. 1. Член монашеского ордена римско-католической церкви, называемого «Обществом Иисуса» и являющегося одним из самых реакционных и воинствующих организаций католической церкви. 2. О хитром, двуличном, изощренно коварном человеке. Клерикализм. Политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Лицемерие. несоответствие слов, поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям; притворство. Плебей. 1. Представитель низшего сословия в Древнем риме, лично свободный, но первоначально не пользовавшийся никакими политическими и гражданскими правами. 2. В речи буржуазно-дворянских кругов: обозначение человека недворянского происхождения, выходца из низших сословий. Тщеславие. Стремление к славе, почестям, почитанию. Ханжа. тот, кто притворно набожен, притворно добродетелен; лицемер. Ханжество. Притворная, показная набожность, добродетельность; лицемерие. Честь. 1. Совокупность высших морально-этических принципов личности. 2. Почет, уважение. Честолюбие. Стремление добиться высокого, почетного положения, жажда известности, славы. «Честолюбие есть не что иное как жажда властвовать, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает» (М. Ю. Лермонтов). Эгоизм. Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам людей. Эгоист. Человек, проникнутый эгоизмом; себялюбец. Эготизм (книжн). Преувеличенное мнение о своей личности, о своих достоинствах и значении; самовлюбленность. Цинизм. Грубая откровенность, бесстыдство, пренебрежительное отношение к нормам нравственности, благопристойности, к чему-либо, пользующемуся всеобщим признанием.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Красное и черное > Многозначность символического заглавия романа Ф Стендаля «Красное и чёрное»