Стендаль «Красное и черное» Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стрежень романа - сочинение

Цель: помочь ученикам раскрыть конфликт главного героя романа с обществом, выяснить его роль в сюжете произведения, научить высказывать свои суждения; развивать навыки работы с текстом художественного произведения, образное и логическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию, непринятие зла и насилия, стремление придерживаться морально-этических норм.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Силой своего таланта,- писал о Стендале Горький,- он поднял совсем будничное криминальное преступление на степень философского исследования общественного порядка буржуазии в начале ХIХ столетия». Стендаль не только исследует индивидуальные явления, но и умело разоблачает их мотивы, которые вытекают из характера тогдашнего общества. Его анализ психологии героев - это анализ социальной психологии. Именно поэтому конфликт главного героя романа Жульена Сореля с обществом представляет сюжетный стрежень произведения, с которым мы продолжаем знакомиться на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Литературный диктант.

1. Где родился Жульен Сорель и в какой семье? (В Верьери, семья плотника)

2. Как родственники относились к Жульену? (Пренебрегали)

3. Кто был тайным кумиром Сореля? (Наполеон)

4. О чем просила госпожа де Реналь воспитателя своих детей? (Чтобы он их не бил.)

5. Чем были для госпожи де Реналь ее чувства к Жульену? (Настоящей первой любовью)

6. Как Жульен сначала относился к госпоже де Реналь? (Воспринимал ее любовь к себе как победу над ней и над обществом, которое ненавидел.)

7. Что госпожа де Реналь считала наказанием себе за грех измены мужу? (Болезнь сына)

8. С какой целью Жульен едет в Безансон? (Учиться на священника)

9. За что семинаристы ненавидели Жульена Сореля? (Имел вид мыслящего человека.)

10. Кто рекомендовал маркизу де Ла-Молю взять Жульена Сореля личным секретарем? (Аббат Пирар)

11. Что привлекало знатную Матильду де Ла-Моль в простолюдине Жульене Сореле? (Гордость, тонкий ум).

12. «Отец ее не может жить без нее, а она без меня». Чьи это слова и о чем они? (Это слова Сореля о согласии маркиза отдать за него дочь Матильду де Ла-Моль.)

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Слово учителя.

Вспомним, что конфликт - это разногласие, столкновенье, что является основой борьбы между персонажами и предопределяет развитие событий в художественном произведении. Именно в процессе развертывания и решение конфликтов оказываются черты характера персонажей.

В романе Стендаля мы наблюдаем постоянный конфликт главного героя с обществом. Исследуем это поэтапно, согласно развертыванию сюжета произведения.

2. Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

В самом названии произведения «Красное и черное» уже заложено символическое противоречие, конфликт «красное» - это революция, «черное» - реакция, которая воцарилась во Франции в период реставрации, поскольку произведение Стендаля «Красное и черное» определяется как социально-психологический роман, своеобразное историко-философское исследование буржуазного порядка ХIХ столетия; конфликт между мечтой и действительностью, честолюбием и настоящей любовью.

VII. Домашняя задача.

Знать сюжет произведения, характеризовать конфликт и черты характера героя, которые он проявляет.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• Наибольшим конфликтом в романе «Красное и черное» я считаю…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Красное и черное > Стендаль «Красное и черное» Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стрежень романа