Стендаль «Красное и черное» Объединение социально политического и психологического аспектов в романе Острая критика режима реставрации - сочинение

Цель: помочь ученикам осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности; развивать у учеников навыки определять ключевые эпизоды, комментировать их, высказывать и обосновывать собственные мысли о них; воспитывать стойкие моральные убеждения.

Оборудование: портрет писателя, разные издания произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Человеческая жизнь, как и природа, преисполнены контрастов. День и ночь, жара и мороз, добро и зло, молодость и старость, благородная цель и неблагородные средства ее достижения. Такими контрастами пронизано одно из наилучших произведений Стендаля «Красное и черное», о чем свидетельствует уже само его название. Многогранность аспектов этого произведения, перипетии сюжета мы будем рассматривать сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

♦ расскажите о главных вехах жизненного и творческого пути Стендаля.

♦ раскройте мировоззренческие и эстетичные позиции художника и факторы, которые повлияли на их формирование.

♦ Выскажите суждение относительно значения и символики названия романа Стендаля «Красное и черное».

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Слово учителя (или сообщение ученика).

К опубликованию романа «Красное и черное» (1831) Стендаль написал немало публицистических произведений по вопросам искусства, музыки, истории, а также рассказов, известную новеллу «Ванина Ванини», попробовал свои силы в драматургии.

В основу романа «Красное и черное» положено реальное событие: убийство юношей низкого происхождения - гувернером Бэрто - возлюбленной, матери своих воспитанников. Но сам факт был лишь толчком для замысла, в котором отдельная человеческая судьба стала синтезом выражения трагедии века. В произведении есть подзаголовок: «Хроника XIX столетия» и указано время действия: 1827 год. Такого в литературе еще не было: абсолютно конкретная реальность современной автору эпохи скрупулезно воспроизведена, но не столько в бытовом плане (обычаи, быт, интерьер), сколько в психологическом - как поиск одаренным молодым человеком своего места в жизни, счастье, крах на этом пути из-за столкновенья с буржуазной действительностью: общество убивает молодых людей - выходцев из «низов», если они стараются реализовать свою личность, выделяются из среды.

Эпиграфом к первому разделу Стендаль поставил слова Дантона: «Правда, горькая правда». Правда эта была особенно горькой потому, что и герой романа Жульен Сорель, и сам автор «опоздали родиться», появились на свет в жестокую эпоху, когда «старое уже умерло, а новое не успело родиться». Не случайно писатель неоднократно подчеркивает, что ведущими цветами этого времени стали серый (мундир чиновника, сутана священника) и черный. Отсюда и резкий контраст «красного и черного» в заголовке: жизнь и смерть, реакция и революция, полнокровное бытие и жалкое существование.

2. Составление «сюжетной цепочки» романа «Красное и черное».

Ожидаемые ответы.

Рассказ о жизни Жульена Сореля в семье отца, крестьянина-плотника > холодные взаимоотношения с родными, вражеское отношение к мальчику со стороны односельчан и родных, ведь Жульен не способен к физической работе и находится на содержании семьи > жизнь в семье мэра города Верьера господина де Реналя, к которому он устраивается гувернером > влюбившись в госпожу де Реналь, герой вынужден оставить этот дом > Жульен учится в Безансонсклй семинарии, чтобы сделать карьеру священника, но и это ему не удается > юноша попадает в Париж > маркиз де Ла-Моль берет его секретарем и библиотекарем > Жульен выполняет сложные политические поручения, проявляя свой ум и способности > в него влюбляется дочь маркиза Матильда: госпожа де Реналь под давлением своего католического духовного отца дает маркизу очень отрицательный отклик о Сореле > Жульен стреляет в госпожу де Реналь, легко ранив ее, попадает в тюрьму, его осуждают к смертной казни.

3. Работа в группах.

Учитель. Определите социально-политический и психологический аспекты романа «Красное и черное»; составьте таблицу обобщений и выводов.

I группа. Социально-политический аспект II группа. Психологический аспект

Действие романа происходит во время царствования Карла Х (1824–1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрареалисты устраивают предательские заговоры против народа, мечтая при помощи иностранных интервентов возродить давнюю блистательность монархии. Иезуиты проникают во все уголки Франции, опутывая ее шпионской сеткой и подчиняя своей власти души людей. В романе Стендаля высветлены почти все сферы общественной жизни Франции последних лет реставрации; об этом свидетельствует и подзаголовок «Хроника XIX столетия». Сюжет — это внешняя канва; главные события происходят в душе героя. Благодаря внутренним монологам читатели якобы принимают участие в настоящей истории человеческой души, постигают величие духа человека не избранной, не исключительной, а просто мыслящей, талантливого представителя «низших» классов. Поступки героя психологически мотивированы; параллелизм и контрастность помогают постигнуть внутренние причины движения истории и личности. Автор хотя и симпатизирует герою, но не отходит от «горькой правды». Каждый этап подъема Жюльена сразу же сопоставляется с реальностью: сын крестьянина стал гувернером детей мэра, но «куплен» его за наиболее дешевую цену, чтобы «досадить» соседу, который приобрел дорогих коней; богатый вельможа де Ла-Моль якобы и относится к Жульену благосклонно, но объясняет это так: «Ведь же привязываются люди к красивой болонке».

Ожидаемые обобщения и выводы.

• Итак, роман Стендаля «Красное и черное» является многоплановым, многоаспектным произведением.

• Самые выразительные аспекты романа — социально-политический (ярко отображены умонастроения эпохи) и психологический (раскрытые порывов души героя, мотивация его поступков и действий).

4. Беседа

• В чем заключается острая критика писателем режима реставрации? (В показе сохранения кастовости общества; в изображении сплетен, интриг, бессмысленных разговоров и занятий «высшего света», «политических игр», которые привели к принятию смертного приговора юноше из «низов», который не заслуживал такого сурового наказания, и др.)

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Мини-диспут по утверждению Стендаля: «Нет целиком хороших или целиком плохих людей».

VII. Домашняя задача.

Знать содержание романа, уметь определять элементы сюжета.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

Меня заинтересовало...

По моему мнению, роман Стендаля «Красное и черное»...

Мне запомнилось...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Красное и черное > Стендаль «Красное и черное» Объединение социально политического и психологического аспектов в романе Острая критика режима реставрации