Стендаль «Красное и черное» Психологизм творчества писателя в романе - сочинение

Новаторство Стендаля в реалистическом воспроизведении художественной модели общества и человека

Цель: показать художественное мастерство автора в использовании психологизма, воспроизведении художественной модели современного ему мира, новаторство писателя; развивать навыки литературоведческого анализа эпического произведения, умение высказывать свои мысли по разным вопросам, обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Жанр социально-бытового романа во времена Стендаля уже был в определенной мере разработан писателями. Стендаль рассмотрел его с новой точки зрения, как «зеркало, с которым идешь большой дорогой. Оно отражает то голубое небо, то грязные лужи и колдобины. Идет человек и несет то зеркало, а вы этого человека обвиняете в не нравственности! Его зеркало отражает топь, а вы предъявляете обвинение человеку! Логичнее предъявлять обвинение большой дороге с ее лужами, а еще лучше - надсмотрщику дороги, который допускает, чтобы на ней стояли лужи и скапливалась топь». О психологизме творчества и новаторстве Стендаля и его художественных достижениях мы и поговорим сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

«Красное и черное» - убедительное свидетельство новаторства Стендаля-романиста. Здесь органически связаны черты психологического и социального романа.

Вспомним, психологический роман - разновидность романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовная эволюция, поиски и разногласия в душе героя, которые предопределяют его поступки и поведение.

Выражается это объединение, в частности, в том, что главную тему произведения - столкновенье разных исторических времен (духа Великой революции, инстинктивным носителем которого является Жульен, и скучной повседневности реставрации) - писатель рассматривает именно как психологическую проблему и внутренний конфликт главного героя на фоне широкой панорамы французского общества; из обычной криминальной хроники Стендаль сделал настоящую «хронику ХIХ столетия».

2. Самостоятельная работа учеников.

Учитель. Составьте схему основных групп французского общества времен Стендаля и их представителей; сделайте выводы.

Ожидаемые выводы

В романе обрисованы основные прослойки французского общества тех времен (новая буржуазия (Вально) и старая аристократия (де Реналь), большой мир политики (де Ла-Моль)); провинциальные города Верьер и Безансон, столица Франции Париж; борьбу между иезуитами и янсенистами и др.

Каждый характер психологически мотивирован, что является новым авторским взносом Стендаля в литературу.

Высшая аристократия Парижа

Маркиз де Ла-Моль, его дочь Матильда, посетители их салона и др.

Духовенство Безансона

Аббат Пирар, Фрилер, епископ, семинаристы и др.

Жители провинции (город Верьер)

Дворянство: де Ренали; буржуазия: Вально, Фуке; духовенство: аббаты Шелан, Малон; мещанство: Сорели, полковой врач, полковой мировой судья.

3. Слово учителя с элементами беседы.

Новаторским в произведении Стендаля является также объективное и критическое изображение обычаев разных слоев общества. Найдите этому подтверждение в тексте; процитируйте соответствующие эпизоды.

Ожидаемые ответы

«“Мне необходимо выпить пунш и танцевать до изнеможения,- сказала она сама себе,- изберу сейчас самого блестящего кавалера и любой ценой привлеку общее внимание. А вот, кстати, этот знаменитый наглец граф де Фервак”. Она приняла его приглашение и они пошли танцевать».

«“Посмотрим,- думала она,- кто из нас двух нашлее, но, чтобы вволю посмеяться с него, необходимо его вызвать на разговор”. Скоро все другие пары танцевали кадриль только для видимости - никому не хотелось пропустить ни одной из остроумных и донимающих реплик Матильды. Господин де Фервак был в замешательстве: из-за недостатка мыслей он прибегал к красивым фразам и корчил неудовлетворенные мины. Матильда, которая была раздражена, жестоко над ним насмехалась и приобрела в его лице врага».

Изображенные обычаи высшего мира: сплошные развлечения, лицемерие, интриги, сплетни, отсутствие серьезных мыслей и др.

Произведение Стендаля «Красное и черное» содержит в себе и черты философского романа, что также является новаторским подходом автора.

Герои романа постоянно спорят по поводу самых сложных философских, идеологических, эстетичных тем своего времени. Например, на балу Жульен обсуждает с графом Альтамирой возможность применения насилия ради достижения благородной цели. Вспомните этот эпизод: «Ну, знаете,— сказал Жульен,— цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел бы хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем».

• Прокомментируйте процитированный эпизод. Как вы считаете, под влиянием чьих идей у Жульена Сореля возникла такая мысль? (Наполеона, которым он тайно восхищался).

• Прокомментируйте выражение одного из персонажей романа: «Политика — это камень, привязанный на шею литературы, который может ее потопить менее чем за полгода. Политика среди произведений воображения - то же самое, что выстрел из пистолета во время концерта. Этот звук оглушительный, но лишенный любой выразительности. Он не гармонирует ни с одним инструментом». (Искусство не должно служить политике, подчиняться ей).

4. Коллективное творческое обобщение.

Учитель. Подытожьте сказанное и обобщите черты новаторства романа Стендаля «Красное и черное».

Ожидаемые ответы

• Психологизм.

• Объективное и критическое изображение действительности.

• Философичность.

• Широкое применение приема контрастов.

V. ДОмашняя задача.

Подготовиться к написанию классного произведения.

Ориентировочные темы.

1) «Внутренняя драма главного героя романа Стендаля «Красное и черное»: путь от наполеонизма до преступления».

2) «“Красное” и “черное” в романе Стендаля “Красное и черное”».

3) «Роль женских образов в судьбе Жульена Сореля и воплощении авторского замысла в романе Стендаля “Красное и черное”».

VI. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• На мой взгляд, роман Стендаля «Красное и черное» созвучный нашему времени тем, что…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Красное и черное > Стендаль «Красное и черное» Психологизм творчества писателя в романе