Стендаль «Красное и черное» Путь Жульена Сореля – это путь взлета или путь падения - сочинение

Цель: раскрыть образ главного героя произведения, выяснить средства его изображения и воплощение в нем авторского замысла; развивать навыки анализирования большого эпического произведения, характеристики героев, сопоставление разных жизненных и литературных явлений; воспитывать личность на основе общечеловеческих ценностей.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Без сомнения, что герой романа Стендаля Жульен Сорель — необыкновенная, непересекающаяся личность. Он стремится, чтобы человеческое достоинство, ум и способности уважали — независимо от происхождения человека; чтобы эти качества давали возможность сделать карьеру, получить соответствующее моральное и материальное поощрения от общества.

Цель, как видим, целиком отвечает здравому смыслу и общечеловеческим нормам. Тем не менее, тогдашнее общество к этому еще не было готово. Тому герою приходится идти к цели разными путями. Над тем, какими есть эти пути - взлетом или падением,- поговорим сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Мировоззрение Стендаля формировалось под влиянием идей Просвещения. Краеугольной была для него распространенная в XVIII ст. идея «естественного человека». Человек будет вести себя морально тогда, когда будет свободным в выявлении собственной неповторимости. Общество портит человека тем, что заставляет его придерживаться общественных условностей. Только те, кто живет по законам природы, могут быть образцом нравственности и добропорядочности. Этот принцип предоставлял определенное единство немного противоречивым взглядам писателя, поскольку в течение жизни ключевыми для Стендаля оставались понятие «свобода», «энергия», «счастье». Бесспорно, он понимал, что гармония между внешним миром и внутренними порывами человека, который называют счастьем, является только мечтой, утопией, но все равно стремился к тому счастью, искал его, хотя чаще всего это приносило ему лишь разочарование.

В душе главного героя романа Стендаля «Красное и черное» происходит борьба «природы» и «цивилизации». Жульен Сорель избирает для себя сознательное лицемерие, сдерживает собственный темперамент; относясь к обществу с презрением, ведет себя по его законам. Своим учителем в искусстве врать себе он называет мольеровского Тартюфа. Жульен высчитывает каждый свой шаг и создает целую программу завоевания мира, хотя на первых этапах «естественный человек», который живет в нем, спутывает все планы. Постепенно он учится хорошо контролировать собственные инстинкты, и на тот период приходятся его наибольшие успехи.

2. Эвристическая беседа.

Проанализируем этапы жизни героя и определим: к взлету или падению они принадлежат.

Жульен на должности воспитателя детей мэра города господина де Реналя. Юноша влюбляется в госпожу де Реналь. Увидев, что нравится ей, решает влюбить ее в себя и использовать это для продвижения вверх. Что это? (Падение).

Жульен старается играть роль «светского льва», но вызывает лишь смех, ведь ему не хватает опыта. Эти его старания отпугивают госпожа де Реналь. Под влиянием темперамента юноша забывает о роли и начинает пылать искренней страстью, при этом добивается взаимности. Это что? (Взлет по автору и падение по общечеловеческим и христианским моральным нормам).

Несмотря на романтику страстных чувств, Сорель усваивает немало «полезного» для будущих побед, учится лучше понимать окружающих. «Это воспитание любовью, которое велось женщиной совсем неопытной, было для него настоящим счастьем. Жульен непосредственно увидел общество именно таким, каким оно тогда было»: «на первый план выступали разные сложные интриги». Это взлет или падение? (Ни то, ни другое, герой приобретает опыт).

В Безансонской семинарии Жульен считает, что среди ограниченных и неразвитых семинаристов он легко станет первым учеником, говоря: «При Наполеоне я был бы сержантом, а среди этих будущих кюре я буду старшим викарием». И он действительно становится первым, но не «своим», не приобретает уважения, ведь в глазах посредственности быть весьма умным - грех гордыни. Напрасно Сорель силится стать «как все». Все равно, «и после многих месяцев беспрерывных усилий Жульен все еще имел вид человека, который мыслит». Как это расценивать? (Как взлет души, но падение для карьеры).

В Париже, в семье де Ла-Молей, Жульен снова действует через женщину. Его любовь уже «цивилизованная», напоминает целенаправленную осаду, нацеленную на то, чтобы сломать гордость Матильды. Разыграв свою партию как по нотам, Сорель получает все, о чем мечтал: красивую женщину, благородный титул и даже офицерский мундир. Но заплачено за это весьма дорого: Сорель уже не мечтатель, готовый умереть за книгу, а самовлюбленный эгоист. Услышав от Матильды весть о присвоении ему звания гусарского поручика, Жульен говорит себе: «Итак, роман мой завершен, и я благодарен за это только самому себе. Я принудил это гордое страшилище полюбить себя. Ее отец не может жить без нее, а она - без меня». Что это? (Падение).

Именно в этот момент с Жульеном происходит катастрофа: госпожа де Реналь пишет маркизу де Ла-Молю о том, что Сорель - бесстыдный карьерист, аморальный человек. Маркиз отказывается отдать за него свою дочь. Жульен едет в Верьеру, стреляет в госпожу де Реналь и попадает в тюрьму. Одинокие часы в тюрьме и раскаяние вернули его к «естественному состоянию». Он отказывается от помощи, от самозащиты, на суде гордо заявив: «Вы видите перед собой простолюдина, возмущенного против своего низкого происхождения... Вот мое преступление, господа...». Как вы это расцениваете? (Как взлет).

К какому выводу можно прийти, проанализировав все сказанное? (Жизнь героя состояла из взлетов и падений, в зависимости от того, что брало верх - «естественный человек» или «цивилизованный человек». Финал произведения свидетельствует о духовном взлете Жульена, хотя и дорогой ценой).

3. Цитатное комментирование.

Учитель. Проиллюстрируйте черты характера Жульена Сореля соответствующими примерами и цитатами из текста.

• эгоизм;

• корыстолюбие;

• приспособленчество;

• безверие;

• тщеславие

4. Проблемный вопрос.

• Почему Сорель получил такой суровый приговор?

• В чем заключается сущность внутренней драмы главного героя (учитывая авторский замысел романа)? (В борьбе «естественного человека» с «цивилизацией»; невозможности людям низкого слоя сохранить и проявить свою индивидуальность в тогдашнем обществе).

V. Домашняя задача.

Охарактеризовать образ главного героя по авторскому замыслу; высказать свою мысль относительно проблем, затронутых в произведении.

VI. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

История Жульена Сореля натолкнула меня на мысль о том, что...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Красное и черное > Стендаль «Красное и черное» Путь Жульена Сореля – это путь взлета или путь падения