Выражение народной мудрости в баснях И А Крылова («Свинья под дубом» «Волк и Ягненок» «Демьянова уха») - сочинение

1.	Неблагодарность и невежество.
2.	Чрезмерность и навязчивость.
3.	Сила и беспомощность.
Мудрость дедушки Ивана Андреевича Крылова во всей своей полноте проявляется в его басенном творчестве. Весь накопленный годами опыт воплощается в простых и незатейливых жизненных ситуациях, описанных баснописцем. Забавные порой случаи затрагивают актуальные проблемы времени. Они носят не столько философский, сколько жизненный характер. Каждая фраза, строчка, слово обработаны Крыловым до мельчайших деталей. Его басни подобны драгоценному кристаллу, бережно ограненному рукой мастера. «Я до тех пор читаю мои новые стихи, — говорил Иван Андреевич, — пока некоторые из них мне не причитаются, то есть перестанут нравиться: тогда их поправляю или вовсе переменяю».
Основой для басен послужили собственный опыт Ивана Андреевича и внимательные наблюдения за происходящими 
событиями. Любой повод или интересная ситуация составили сюжеты басен. «Он любил сам извлекать правила из самих источников», — писал в своем жизнеописании Крылова его первый биограф М. Лобанов.
Одна из таких басен — «Свинья под дубом». Образ Свиньи недаром выбран мастерским пером баснописца. Свинья — животное неблагодарное. Недаром говорят: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол». Таким же образ свиньи предстает и в басне Крылова. Но ситуация в данном случае усугубляется тем, что Свинья воспользовалась сначала плодами Дуба. «Свинья под Дубом вековым / Наелась желудей досыта, до отвала...» И ей все равно, что дерево высохнет от того, что обнажены корни. Она с лицемерием отвечает на замечание Ворона. «Пусть сохнет, — говорит Свинья, — / Ничуть меня то не тревожит; / В нем проку мало вижу я». На замечания Дуба в басне также не дается ответного действия Свиньи.
С образом Свиньи баснописец ассоциирует невежду. Ведь он в ослеплении бранит науки, хотя сам черпает оттуда знания. Такая ситуация характерна не только для времени Крылова, но и для современности. Подобная неблагодарность остается актуальна всегда.
Мудрость дедушки Крылова проявилась в этой басне во всей полноте. На пути порой встречается тоже много дубов, которые только констатируют гибель, а поделать с этим ничего не могут. И ничьи ни советы, ни наблюдения не заставят невежд-свиней изменить своего решения. Однако, несмотря на важность поднимаемой проблемы, басня носит иронический оттенок. В подобном сочетании актуальности и комизма видно мастерство Крылова-баснописца.



Мудрость, воплотившаяся в басне «Демьянова уха», нашла свое отражение и в представлении баснописцем ее широкому кругу читателей. «Читали какую-то чрезвычайно длинную пьесу... Длилось чтение, публика утомилась, начинали скучать, зевота овладела многими...» И вот Иван Андреевич достал листок и начал читать. «Содержимое басни удивительным образом соответствовало обстоятельствам». При этом мораль басни была отнесена к «писателю»: «Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; / Но если помолчать вовремя не умеешь, / И ближнего ушей ты не жалеешь; / То ведай, что твои и проза и стихи / Тошнее будут всем Демьяновой ухи». Чтобы ярко проиллюстрировать нудность некоторых писателей баснописец берет за основу вполне житейскую ситуацию. Демьян от души и вполне искренне пытался накормить соседа ухой. Подобное гостеприимство хорошо известно русскому человеку. Любого гостя мы пытаемся если не накормить, то хотя бы напоить чаем. И всегда в таком случае даем добавки, даже если гость отказывается. Гость же из-за нежелания обидеть хозяина порой не может отказать ему. «А с Фоки уж давно катился градом пог. / Однако же еще тарелку он берет, / Сбирается с последней силой / И очищает всю». Но хозяин не замечает, что пора наконец остановиться и дать соседу хотя бы передохнуть. В этом не только комическая, но трагическая нотка. Человек, как правило, не знает меры в любых делах. Универсальность сюжета, который представляет Крылов, еще раз говорит о вдумчивости и наблюдательности баснописца. Жизненных ситуаций много, но не каждый может так легко их преподнести. Здесь басни можно сравнить со сказками, которые также легко воспринимаются любым слушателем, ребенком или взрослым. И в сказках и в баснях проявляется собранная за многие годы мудрость, которая воплощается в ненавязчивых, но ярких персонажах. Еще одна басня становится убедительной иллюстрацией мудрого подхода к жизни. Это «Волк и Ягненок». Здесь басня начинается с морали, то есть мы с самого начала понимаем направленность басенной «сатиры». «У сильного всегда бессильный виноват: / Тому в истории мы тьму примеров слышим, / Но мы Истории не пишем: / А вот о том как в баснях говорят». А в басне об этом говорят два ярких образа — Волк и Ягненок. Волк — большой, хищник. А Ягненок — маленький, беззащитный. И эта басня носит уже далеко не комический характер. В басне слышна трагическая тональность. Ведь в конце басни Волк все же «в темный лес Ягненка поволок». Обреченность, заданная вначале басни, подтверждается ее концовкой. Важен в этом подходе еще один пункт. Ягненок безропотно подчиняется условиям сложившейся ситуации: «Ах, я чем виноват». А вина Ягненка только в том, что Волку захотелось поесть. Универсальность и типичность подобной ситуации оспаривать просто нельзя. «Ведь перед властью тирана, перед жестокостью и вероломством неумолимого хищника, — пишет Н. Степанов, — все они беспомощные ягнята, которые не могут настоять на своем праве, на справедливости». Дедушка Крылов был наделен чудесной, можно сказать, магической силой создавать наглядную картинку или сценку, полную неподдельного юмора и горькой иронии, выхваченную из гущи жизни. Любая из его басен выражает мудрость не только одного человека, но и органично всего народа. Народные переживания, наблюдения продолжают жить и в наше время, передавая неоценимый опыт из поколения в поколение. И нам остается не только прочитать, но оценить и использовать все мудрые заметки при формировании своей деятельности. Возможно, что с помощью синтеза народной и крыловской мудрости мы сможем «два раза не наступать на одни и те же грабли».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Крылов > Выражение народной мудрости в баснях И А Крылова («Свинья под дубом» «Волк и Ягненок» «Демьянова уха»)