Сочинения > Крылов > ЖАНР БАСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ И А КРЫЛОВА
ЖАНР БАСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ И А КРЫЛОВА - сочинение


Анализ басни Крылова
Эпоха Крылова и Золотой век русской басни
Вопросы и ответы к теме «Басни И. А. Крылова»



Басня, пожалуй, один из самых древних жанров на земле. В Россию же она пришла во времена Ломоносова. В XVIII веке басня стала одним из важнейших сатирических жанров наряду с эпиграммами, мадригалами и т. д. Басни писали такие известные поэты XVIII века, как Тредиаковский, Сумароков, Хвостов... Классицисты любили басню за ее дидактизм, морализм, способность четко изображать короля и едко их высмеивать. К тому времени как Иван Андреевич Крылов начинает писать в этом жанре, басня уже выходит из моды, становится устаревшей формой. Крылов возрождает ее, Белинский даже писал, что Крылов «создал русскую басню». Басня Крылова — это особая басня, написанная живым языком, лишенная риторического дидактизма, изобилующая яркими образами. Тематика басен Крылова очень разнообразна: от социально-политических вопросов до общечеловеческих понятий о добродетели. 2 333 лучших школьных сочинения Будучи написанными по какому-либо конкретному случаю, басни Крылова в то же время имеют общечеловеческий характер. Например, басня «Квартет» написана по случаю собрания Государственного совета, и в ней изображены конкретные люди, но мы воспринимаем ее сейчас как басню, ставящую вечную проблему. Будучи увлеченным идеями правительства, Крылов верил в могущество просвещения и морального воспитания. Басня, как никакой другой жанр, лучше всего подходит для достижения целей просветителя. Доступная многим, басня несет в себе понятие о добродетели. Но Крылов, в отличие от своих предшественников, не ограничивается строгим дидактизмом басенной морали, его наставления ненавязчивы. Недаром в некоторых баснях Крылова нет непременного элемента композиции басни морали («Стрекоза и Муравей»). Так, в басне Крылова резкое обличение и назойливый дидактизм сменяются выразительностью, яркостью басенного мира. Картины, создаваемые Крыловым, не требуют четкой морали, они говорят сами за себя. Заслуга Крылова здесь в том, что он вдохнул в басню жизнь. Если в баснях Сумарокова обличение — это сатира, жесткая и хлестающая, то обличение у Крылова — это юмор. Ведь именно улыбка над собой заставляет человека увидеть недостатки в себе. Басня — это жанр, находящийся на тонкой грани между искусством и неискусством. С одной стороны, в ней сильно дидактическое начало, с другой — поэтическая форма. Французский баснописец Лафонтен был первым, кто стал обращать больше внимания на вторую сторону жанра. В этом смысле Крылов был последователем Лафонтена. Безусловно, для Крылова было важно утверждение морали в басне, выявление добродетели, которую он считал основным свойством человека, но то, как утверждалась эта добродетель, было не менее важно для баснописца. Басня рассматривалась Крыловым как жанр произносимый, разговорный. Недаром Вяземский писал: «Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает». В уютном, разговорном характере своих басен — весь Крылов. Эта живость и разговорность басни является результатом сложения языка литературного и народного. Что значила народная речь в басне для классицистов? Своего рода экзотика, подчеркивающая смешение стилей. Вот слова из «мужицкого языка» у Сумарокова: «жеребо», «девка», «чертят», «вонь», «кабак» и т. д. Крыловский же народный язык поэтичен, в нем улавливается богатство оттенков и красок. Возьмем, к примеру, басню «Демьянова уха». Уменьшительно-ласкательные суффиксы («соседушка», «тарелочка», «ушица»), народные выражения («я сыт по горло», «нужды нет», «ей-же-ей, на славу»), местоименные выражения («я три тарелки съел», «ешь до дна») — все это элементы народной речи. Приходилось уже говорить о яркости картин в баснях Крылова. Вот Гоголь говорил, что в баснях Крылова «предмет как бы не имеет словесной оболочки, выступает сам собою». Предмет сам собою — вот формула крыловского изображения. И эта формула проявляется у Крылова везде: в стихе, в слоге, фонетике. В басне «Муха и дорожные» мы наблюдаем просто-напросто игру размером. В июле, в самый зной, полуденную пору,  Сыпучими песками, в гору, С поклажей и с семьей дворян, Четверкою рыдван Тащился. Переход от шестистопного ямба к одностопному действительно рисует медленное движение рыдвана. В басне «Квартет» ощущение создается аллитерацией через звуки с, ц, м: Вот пуще прежнего пошли у них разборы. Белинский писал по поводу басни «Крестьянин и Овца», что это «маленькая комедийка», в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц. В сущности, это меткое замечание относится к большинству басен Крылова, который превратил басню в свою драматическую сцену. В самой басне, в остроте сюжетных положений заключена крыловская комедия в литературе. В таких баснях, как «Демьянова уха», «Крестьянин в беде», «Хозяин и Мыши», острота понятных положений выражается в изображении реальных, жизненных картин русской жизни со всеми ее социальными противоречиями. Еще великий комедиограф Бомарше писал, что именно «острые наложения в пьесе... рождаемые национальной рознью, являются непременным свойством комедии». Это полностью относится к басням Крылова.

Похожие сочинения


Анализ басни Крылова
Эпоха Крылова и Золотой век русской басни
Вопросы и ответы к теме «Басни И. А. Крылова»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее