Сочинения > Кузьмин > О жизни и творчестве М А Кузмина
О жизни и творчестве М А Кузмина - сочинение


ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА КУЗМИНА
Вопросы и ответы к стихотворению М. А. Кузмина «Летний сад»
О жизни и творчестве Л. Н. Толстого



М.А. Кузмин (1872-1936) — человек универсальных дарований: переводчик, композитор, критик, драматург и, по словам А. А. Блока, «поэт высокий и прекрасный». Михаил Кузмин родился в городе Ярославле, учился в Петербург­ской консерватории, мечтал о карьере композитора, сочиняя музы­кальные фрагменты, романсы, оперы, музыку к собственным сонетам. В 1896-1897 годах странствует по Египту и Италии, изучая церков­ную духовную музыку, литературу об иезуитах и гностиках, которые привлекали Кузмина связью христианства с античностью и языче­ским истолкованием. В 1898 году М.А. Кузмин изучает монашеские поволжские и олонежские скиты. Эти путешествия помогли вырабо­тать будущему поэту его творческое позицию: мистическая идея пу­тешествия как духовного пути. Литературный дебют М. Кузмина со­стоялся в 1905 году после публикации его тринадцати сонетов. Врожденное дружелюбие, общительность помогли будущему поэту создать обширный круг знакомых среди литераторов, музыкантов, деятелей искусства. Поэтическое творчество М. Кузмина необычно, органически вплетается в поэзию «серебряного века», несмотря на то, что он не отдавал особого предпочтения никакой литературной груп­пировке и не принадлежал ни к какому литературному направлению (символизму, акмеизму, футуризму). Сам поэт называл свои лириче­ские произведения «песеньками», соединяя в данном слове значение музыкального произведения с художественным обобщением. В 1906 году опубликован в журнале «Весы» поэтический цикл Кузмина «Александрийские песни». Для Кузмина характерно добродушное отношение к миру как к единственному реальному божественному творению. Особое место в художественном мире поэта занимает эпи­тет «родимые», «родные». Лирический герой обращается к близким, родным людям, поэтому преобладает спокойная интонация, создаю­щая ощущение безмятежности, домашнего уюта: Пленительны и полнозвучны, Текут родимые слова… Как наши выдумки докучны И новизна как не нова. («Стихотворение на случай») В стихотворении «Я вижу, в дворовом окошке…» (1915) лириче­ский герой размышляет о мудрости стариков и детей, о святости каждого ребенка, о всеобщем родстве людей. Особую роль в стихо­творении играет мотив пути, «сумрачного бездорожья»: Но в сумрачном бездорожьи Утешься: сквозь страстный плен Увидишь — мы дети Божьи, У теплых родных колен. («Я вижу, в дворовом окошке…») Сам А.С. Пушкин воспринимается поэтом как духовно близкий, родной человек: И он живой. Живая шутка Живит арабские уста, И смех, и звон, и прибаутка Влекут в бывалые места. («Пушкин») М. Кузмин проповедует спокойно-созерцательное отношение к жизни, без громкой патетики. Лирический герой Кузмина — част­ный человек, послушный внешней воле, умеющий ценить каждое мгновение жизни, наслаждающийся разнообразием Божьего мира: В твоей светелке чистый рай:  Открыты окна, видна сирень, А через сад видна река, А там за Волгой темны леса. («Светелка», 1914) Поэта привлекает истинная красота, заложенная в искусстве прошлого: античность, эпоха Возрождения, французский XVIII век, русское старообрядчество. Поэтические произведения Кузмина не являются стилизациями произведений прошлого. Поэт ориентиру­ется на уже созданные традиции, художественные образы, но соз­дает новые стилевые формы: Ах, уста, целованные столькими, Столькими другими устами, Вы пронзаете стрелами горькими, Горькими стрелами, стами. (Из цикла «Любовь этого лета») М. Кузминым написано десять стихотворных сборников, пять доре­волюционных «книг рассказов», множество литературно-критических статей, работ для театра. Первый и самый популярный дореволюци­онный поэтический сборник «Сети» (1908), который поэт считал одной из лучших своих книг. Затем были опубликованы сборники стихотво­рений «Вожатый» (1918), «Нездешние вечера» (1921), «Параболы» (1923), «Форель разбивает лед» (1929) и др. В сборнике «Сети» видны основные особенности индивидуального стиля М. Кузмина: обогаще­ние лирики раскованными прозаическими интонациями, частое ис­пользование приема сопоставления, употребление в поэзии конкрет­ного значения слова, использование, помимо классических размеров, дольников, свободного стиха. Кузмин вводил в поэзию простые детали, обыденные подробности, поднимая их до состояния высокой одухотво­ренности. В стихотворении «Мои предки» подчеркнута обычность тех людей, потомком которых воспринимает себя поэт. Лирический герой ощущает себя не голосом поколения, а последователем «милых, глупых, трогательных, близких», обычных людей. Стихотворение Построено как обычное перечисление всех тех, кто относится к «предкам»: Моряки старинных фамилий… франты тридцатых годов… важные, со звездами, генералы… милые актеры без большого таланта… вы — барышни в бандо… экономные, умные помещицы… («Мои предки») Свободный стих произведения близок прозаической речи. Твор­чество поэта послереволюционного периода существенно отличает­ся от начала века. Поэзия М. Кузмина уже больше не вплетается в «серебряный век», а скорее сопоставима с немецким экспрессио­низмом. Лирический герой уже не является «радостным путником», обычным созерцателем жизни, он чувствует гибель человека в ми­ре, человечности в человеке: Ты запутался в дороге, Так вернись в родимый дом. («Пасха», 1921) После революции судьба Кузмина сложилась печально: с 1929 до 1989 года его книги в советских изданиях не печатались, архив пропал, а сам поэт жил в страшной нищите и умер 1 марта 1936 го­да. Но теперь к нам вновь возвращается творчество одного из са­мых ярких и самобытных поэтов «серебрянного века», о котором А. Блок сказал еще в 1920 г.: «Многое пройдет, что нам кажется не­зыблемым, а ритмы не пройдут, ибо они текучи, они, как само вре­мя, неизменны в своей текучести. Вот почему Вас, носителя этих ритмов, поэта, мастера, которому они послушны, мы хотели бы и будем стараться уберечь от всего, нарушающего ритм, от всего, заграждающего путь музыкальной волне». И эти слова по праву мы можем сказать о всех неповторимых творцах блестящей страницы русской поэзии — «серебрянного века».

Похожие сочинения


ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА КУЗМИНА
Вопросы и ответы к стихотворению М. А. Кузмина «Летний сад»
О жизни и творчестве Л. Н. Толстого

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее