Смысл любви в произведениях А И Куприна - сочинение

1.	Возвышенное чувство в творчестве А. И. Куприна.
2.	Повесть о светлой любви «Олеся».
3.	Библейский сюжет в повести «Суламифь».
4.	Чувство, воспрянувшее ото сна, в рассказе «Гранатовый браслет».
5.	Неиссякаемая тема писателя.
В творчестве писателя Александра Ивановича Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравст 
венно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремленность человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны — обнаружение во внутреннем мире личности мрачную печать противоречий эпохи. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком. Многие рассказы Куприна — «Странный случай», «Первый встречный», «Сентиментальный роман», «Осенние цветы» — воплощают тяготение к утонченным переживаниям. Стремлению к неуловимо тонким, сложным оттенкам настроений, «духовному слиянию двух людей, при котором чувства и мысли какими-то таинственными токами передаются другому» непостижимому радостному чувству, так нежно, так гармонично овладевающему душой.
Но любовь иссякает. Прощанием с «погибшей силой», быстро промелькнувшей весной и овеяны воспоминания купринских героев. «Волшебная сказка любви» разрушается в тусклой и равнодушной действительности, быте.
Торжество прекрасного чувства воплотилось у Куприна в повести «Олеся». Олеся, воспитанная самой природой, сохраняет в себе врожденные человеческие дарования. В характере Олеси переплелись гордость и самоотверженность, действенность поступков с удивительной утонченностью переживаний. Олеся, наделенная настоящим душевным богатством, может дарить счастье, возрождать эмоции, лечить душевные раны. Поэтому встречи Олеси с Иваном так естественны и прекрасны.
Не менее прекрасна и героиня повести «Суламифь». Избрав в повести «Суламифь» библейскую тему, Куприн воплотил в ней свое представление о неиссякаемой силе любви, живущей во все времена.



Библейская Песнь Песней, где так поэтично царь Соломон поет о своей любви, послужила сюжетом для произведения. Двум главным героям «Суламифи» придано равное значение. Соломон, еще до встречи с будущей своей избранницей, пришел к разочарованию: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познание — умножает скорбь». Любовь к Суламифь дает ему небывалую радость, новое знание бытия. «Попроси у меня много жизни — я с восторгом отдам ее», — говорит он «царице души своей». Соломон и Суламифь начинают заново жить, все тайны бытия стали понятны им. И смерть героини, принятая во имя спасения любимого, хоть и трагична, но и прекрасна. Куприн следовал поэтике «Песни Песней» не только по причине восхищения древним памятником. Воспринятая от библейского сюжета красочность: «сотовый мед каплет с уст твоих», «ожила бирюза на ее пальцах» — позволяет увидеть мир глазами влюбленных, понять красоту мира и человека. В дальнейшем Куприн ищет творческую силу, которая могла бы оказать воздействие на окружающих. И находит ее в самой возвышенной платонической любви. Так появилась повесть «Гранатовый браслет». В «Гранатовом браслете» необыкновенный дар высокой любви становится «громадным счастьем», единственной целью в жизни бедного чиновника Желткова. Силой и утонченностью своих переживаний молодой человек выделяется среди других действующих лиц повести. С первых строк возникает ощущение увядающего блеклого мира. Увядание читается в осеннем пейзаже. Это ощущение еще более укрепляется описанием спокойного, благоразумного существования героини. Понимание прекрасного вовсе не чуждо Вере, но оно давно притупилось, а ее душа пребывает в состоянии дремы. Это «царское спокойствие» и разрушает Желтков. Куприн создает повесть не о зарождении любви Веры, а о ее пробуждении ото сна. Само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит взволнованное ожидание в жизнь героини. При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа и сестры Анны, она ощущает беспокойство. Далее все происходящее обостряет постижение Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. А когда эта развязка наступает и Вера приходит на единственное свидание — прощание с умирающим, она вдруг видит на его лице «то же самое умиротворенное выражение». Величие испытанного обыкновенным человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, прекрасные и печальные звуки которой очищают душу Веры и льют на нее умиротворяющий бальзам последних слов умершего уже человека: «Да святится имя Твое...». Рассказ воспринимается как торжество духовной силы и власти чувства. В творчестве Куприна последующих лет тема любви не иссякла. Но более никогда художник не касался процессов пробуждения личности. Россия Первой мировой войны, революция, эмиграция обострили его внимание к остродраматическим ситуациям и судьбам. Сама тема любви утеряла радостную окраску, предстала каким-то печальным эпизодом («Ольга Сур», «Потерянное сердце»). Тем не менее взволнованное авторское чувство, рожденное соприкосновением с Прекрасным осталось повсюду вечным.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Куприн > Смысл любви в произведениях А И Куприна