Сочинения > Левша > Пафос творческого труда в сказе H С Лескова «Левша»
Пафос творческого труда в сказе H С Лескова «Левша» - сочинение


Образ русского народа в сказе «Левша» Н. С. Лескова
Язык рассказа Лескова «Левша»
Особенности жанра сказа «Левша» Н. С. Лескова



I. Предыстория сказа «Левша». 2. Противопоставление английских и русских мастеров. 3. Творческий энтузиазм тульских мастеров. Первое издание «Левши» автор снабдил предисловием, в котором уверял читателей, что эта история записана им со слов одного старого оружейника. Однако впоследствии Лесков сам разоблачил эту мистификацию. Сказ родился из коротенького присловья: «англичане из стали блоху сделали, а наши гуляки ее подковали да назад отослали». Никакой истории и блохе и о Левше в фольклоре туляков не существовало. Левша был придуман Лесковым; правда, писатель не отрицал, что в этом образе присутствуют некоторые обобщающие характеристики русского народа. Вся история построена на противопоставлении англичан и русских. Автор и его герои признают, что в.Англии уровень образованности народа гораздо выше, чем в России. Иные и условия труда и быта: «Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках... работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия». Однако автор проводит мысль о том, что русские мастера превосходят англичан своей изобретательностью, хотя и не имеют достаточного образования. Эту уверенность в сказе разделяют казак Платов и царь Николай Павлович: «...брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают». Действительно, изделия русских мастеров даже в Англии находят признание. Пистолет, который англичане демонстрируют царю Александру Павловичу, изготовлен русским умельцем. Показателен спор Платова с царем Александром: «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного ученья нет».  Это обстоятельство — малограмотность русских мастеров — очень изумляет англичан. Они сожалеют, что такой человек, как Левша, не получил достаточного образования, которое дало бы ему возможность совершенствовать свое мастерство и занять достойное положение в обществе. В сказе «Левша» автор показывает, как безразлично относятся к человеку в России, одновременно сравнивая судьбу Левши и английского «полшкипера», который стараниями своих соотечественников быстро встает на ноги. А безвестные российские левши с детства обречены сносить побои. Герой Лескова на протяжении всего рассказа о его судьбе подвергается унижениям, терпит произвол: сначала его били учителя-мастеровые; Платов обращается с ним грубо, как со скотиной, и лишь после царской похвалы просит у мастерового прощения; Левша и умирает из-за равнодушия пристава, городового, извозчиков и лекарей. И все же, несмотря на тяжелые условия жизни, талант и искусство русских мастеров превосходят английские, хотя у тех «каждый человек... себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл». Лесков в последней главе своего сказа отмечает, что теперь уже не водятся в Туле такие мастера, как Левша; трагическая повесть о его жизни приобретает легендарный, почти эпический характер. Автор сказа не утаивает неприглядных сторон жизни простых людей, но одновременно с этим Лесков воспевает их трудолюбие, энтузиазм и изобретательность, которыми они восполняют недостаток образования. Тульские мастера при виде английской блохи сразу придумывают, что можно сделать; и их выдумка на первый взгляд кажется столь фантастичной и неосуществимой, что они даже не решаются сказать о ней Платову. Нельзя не упомянуть и о том, как мастера приступают к работе. Предварительно они совершают молебен у древней иконы Николая Чудотворца, а затем запираются в доме Левши и не выходят оттуда, пока не заканчивают свой труд. Безуспешны попытки соседей проникнуть к мастерам; эти люди принадлежат к той категории тружеников, кого сегодня часто именуют «трудоголиками». «...Даже чем питаются — неизвестно», — отмечает автор, тем самым подчеркивая силу творческого энтузиазма тульских искусников. Даже угроза пожара, которой пугают их соседи, — а в те времена пожары были частым явлением, — не заставляет мастеров бросить работу и выбежать на улицу: «Горите себе, а нам некогда». Мастерство Левши удостаивается похвалы царя, который изумлен тем, как можно выполнить столь тонкую и мелкую работу без специальных приспособлений. По достоинству оценили его искусство и англичане, которые предлагают Левше остаться в Англии, выучиться: «...из вас удивительный мастер выйдет». И все же судьба Левши оказывается драматичной: его жизнь обрывается внезапно и бессмысленно. В этом трагедия многих русских мастеров: их достижения, их энтузиазм, их труд не дают им ни уважения, ни достойных условий жизни. Лесков рассказал историю придуманного им человека, но от этого его сказ не становится менее правдивым и жизненным, хоть правда эта горька и трагична.

Похожие сочинения


Образ русского народа в сказе «Левша» Н. С. Лескова
Язык рассказа Лескова «Левша»
Особенности жанра сказа «Левша» Н. С. Лескова

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее