Баллада М Ю Лермонтова «Три пальмы» - сочинение

1.	Творчество Лермонтова.
2.	«Три пальмы» — смысл стихотворения.
3.	Великий критик о гении.
«Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма, и величие его связано не только с тем, что его творчество зрелого периода развивалось в сторону реализма, но и с тем, что он был романтиком и в известных пределах оставался им до конца», — писал Д. Е. Максимов. В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова много грусти и печали, пожалуй, это основные ноты его лирики. И одной из главных, определяющих тем стала для поэта тема рока, предопределения.
В одной из своих баллад — «Три пальмы» — он наиболее полно раскрыл это звучание, этот роковой мотив. Тема рока также является одной из важных примет романтизма.
В песчаных степях аравийской земли 
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Такими строками начинает Михаил Юрьевич свою балладу. Автор рисует перед нами прекрасную картину: высокие, статные деревья представляют собой настоящий оазис посреди степи — это кусочек рая:
И многие годы неслышно прошли,
Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.
И зеленые листья были предназначены для того, чтобы скрывать под своей тенью уставших путников, а ручей своими хрустальными водами мог дать новые силы странникам. Но за долгие годы пальмы не видели никого, кроме хищных птиц, ящериц и знойного ветра.
И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать ?
Без пользы, в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?...
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Гордые растения не в этом видели свое предназначенье — они хотели Служить, нести пользу.
И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
И вот своеобразное «избавление»: к небольшому оазису двигается караван. Словно, услышав молитвы, Господь направляет путников к пальмам.
Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Арап горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;



И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И, с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. В спокойный, гармоничный мир природы врывается человек со своими правилами и законами. Во имя своего блага он готов не только подчинять себе окружающий мир, но и разрушать его. В каждой строке этого отрывка мы видим мятежность человека, то, как он подчиняет себе животных и природу. Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся ста н. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей. Люди начинают пользоваться благами природы, что так щедро и радостно она предлагает. Ветви пальм спасают от нестерпимого зноя, ручей окутывает прохладой и утоляет жажду. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Читая эти строки, невозможно не назвать человеческое поведение предательством. Природа была грубо обманута, попрана. Эта степь дала человеку все, что могла, она приютила его. А он не только не отблагодарил ее, но и осквернил. Как будто в том, что кто-то еще сможет насладиться этой красотой, есть что-то плохое. Эти люди чувствовали себя хозяевами и степи, и пальм, и прохладного ручья. Ночью, в степи, как известно, довольно холодно и, не желая мерзнуть, человек сделал костер, уничтожив уголок, дающий не только красоту, но, вполне возможно, спасение от гибели в жестокой пустыне. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный, И солнце остатки сухие дожгло. А ветром их в степи потом разнесло. Теперь автор рисует перед нами картину разорения. От райского уголка не осталось ничего, кроме ручья с прохладными водами. Но и ручей этот ослаб и оскудел. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Теперь степь окончательно стала таковой: нет в ней уголков отдохновения, и даже ручей в скором времени будет занесен горячими песками. В этой балладе поэт соединяет романтический настрой с реалистическим, и, переплетаясь, они являют миру что-то новое, необычное. Он противопоставляет образы Человека, беспощадно вторгающегося в природу, с этим оазисом — островком гармонии и красоты, — способным дать человеку отдых и покой, не только физический, но и душевный. И в это же время человек, так беспощадно разоривший этот уголок, является олицетворением рока — все в этом мире преходяще, говорит нам поэт. Ничто не может остаться под солнцем навсегда, как бы прекрасно оно ни было. И вот пальмы, выполнив свое предназначение, погибли, как и все живое. То же самое произойдет и с людьми, что посетили этот райский утолок в степи... Лермонтов горячо и трепетно любит природу и оттого наполняет ее душой, человеческими чувствами. Все это богатство образности, наполненность стихотворения глубоким смыслом дают возможность читателю воспринимать творчество Михаила Юрьевича Лермонтова как «бездонный океан». А закончить сочинение мне бы хотелось словами В. Г. Белинского: «“Три пальмы” дышат знойною природою Востока, переносят нас на песчаные пустыни Аравии, на ее цветущие оазисы. Мысль поэта ярко выдается, — и он поступил с нею как истинный поэт, не заключив своей пьесы нравственною сентенциею. Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок — сливают в этой пьесе поэзию с живописью... Нечего хвалить такие стихи — они говорят сами за себя и выше всяких похвал».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Лермонтов > Баллада М Ю Лермонтова «Три пальмы»