Сочинения > Лермонтов > ЛЕРМОНТОВ ГОГОЛЬ МАЯКОВСКИЙ ЛОШАДЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕРМОНТОВ ГОГОЛЬ МАЯКОВСКИЙ ЛОШАДЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - сочинение


Белинский. “Похождение Чичикова, или Мертвые души.” В сокращении. (Гоголь в русской литературе)
Психологическая тенденция в отечественной литературе (Сочинение-размышление на тему зарождения психоанализа в русской литературе)
Владимир Маяковский — неувядаемый авангардист русской поэзии



В определенные исторические периоды в обществе отношение к животным приобретало культовый, иногда чувственный характер. Это несомненно меняло культурный фон, находя свое отражение в фольклоре, языке, литературе, а иногда в храмовой, обрядовой системе. Например, в Древнем Египте таковыми культовыми животными были жуки-скарабеи и кошки, в Индии — коровы, можно вспомнить ветхозаветную говорящую ослицу или собачек императорского Китая.
В России в XIX веке оформилось особое отношение к лошадям. Это объясняется не столько тем, что лошадь была основным средством передвижения и единственной тягловой силой в сельском хозяйстве, сколько особой культурной ситуацией в российском обществе. Во-первых, в страну ввозилось много дорогих элитных пород из Англии и Персии. Во-вторых — в Орловской губернии, на Доне и Кубани возникли собственные конные производства, которые поставляли лошадей двору, армии, многочисленной светской знати обеих столиц.
Вместе с тем в России в XIX веке возникла великая, невероятно глубокая и содержательная литература, изобразившая целокупно общество и человека в нем, а также всю сумму аспектов, из которых складывалась их жизнь.
Именно поэтому лошадь оказалась в поле ее зрения. Более того, иногда она оказывалась дороже и ценнее человека. Стоит вспомнить, как Печорин уговаривается с Азаматом обменять Бэлу, сестру его, на лошадь.
А вот и портрет Карагеза — лошади разбойника Казбича: «А лошадь его славилась во всей Кабарде — и точно, лучше этой лошади ничего выдумать не возможно... Как теперь гляжу на нее: вороная как смоль, ноги — струнки, и глаза, не хуже чем у Бэлы... Уж такая разбойничья лошадь».
Итак, животное идентифицировано с княжеской дочерью, красавицей Бэлой. Недаром так легко удается размен девушки на коня.
Лошадь у Лермонтова феминизирована. Для того чтобы подчеркнуть красоту женщины, ее сравнивают с лошадью. Так было с Бэлой. Так случилось в «Тамани»: «Раньше я никогда такой женщины не видывал... В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, — великое дело».
Даже Грушницкий оскорбляется, замечая Печорину, что он говорит о внешности хорошеньких женщин «как об английской лошади».
Таким образом, для Лермонтова лошадь равное или почти равное человеку существо. Она индивидуальна и прекрасна. Лошадь и человека можно обменять, как эквивалентные, что в восприятии окружающих выглядит вполне этично и естественно. В отличие от Лермонтова у Гоголя лошадь интерпретируется двояко. Во-первых, человек Чичикова — Селифан, по мнению автора, не только способен разговаривать с лошадьми и знать их характеры, он и думает так же, как лошади: «Кони тоже, казалось, думали невыгодно о Ноздреве, не только Гнедой и Заседатель, но и сам Чубарый был не в духе... Нехорошо, все были недовольны».
Отождествление человека и лошади у Гоголя выглядит столь же естественно и непротиворечиво, что и у Лермонтова.
Во-вторых, лошадь в «Мертвых душах» имеет второй, более глубокий, символический план. Гоголь рисует образ птицы-тройки. «Лошадки расшевелились и понесли, как пух легонькую бричку, — пишет Гоголь, — Селифан только помахивал, да покрикивал: «Эх! Эх! Эх!» Происходит чудесное преображение. Смирные и непородистые кони становятся стихиями с вихрями в гривах. Они летят, не касаясь земли копытами. Это не фольклор, не былина — это предельный символ. «Эх, кони, кони, что за кони!»
XX век предоставил человеку иные возможности, создал другую философию жизни. Лошадь, сохранив себя в городском и сельском обиходах, стала тем не менее неким ностальгическим знаком. Она ушла из культуры, из речевого ее поля. Из животного-символа она превратилась в мотив прощания с уходящей эпохой. Особенно зримо эта тема очерчена в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Маяковский — самый городской из всех поэтов начала века, и вот что он видит:
Лошадь на круп грохнулась.
Смех зазвенел.
Лошадь упала.



     
     



Упала лошадь.
Поэт хочет увидеть жалость к животному и у него не получается. Он хочет идентифицировать себя, создать привычное тождество человека и животного:
Деточка.
Все мы немножко лошади
Каждый из нас
По-своему лошадь.
Получается очень лирично и грустно, и даже немного смешно, но не убеждает. Поэт и сам это чувствует. Служенье Муз не терпит суеты и фальши. Его жалость — это чувство посетителя зоопарка к животным вольера. Молодой Маяковский — гениальный лирик. Он видит, как сместились акценты, и понимает, что на языке старых образов не выразить состояние новой эпохи. Он как наследник великой литературы не может просто отмахнуться от одного из главных и содержательных ее образов. И Маяковский от лица нового века и нового мира прощается с ней:
Лошадь рванулась.
Стала на ноги.
Рванулась и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок...




Похожие сочинения


Белинский. “Похождение Чичикова, или Мертвые души.” В сокращении. (Гоголь в русской литературе)
Психологическая тенденция в отечественной литературе (Сочинение-размышление на тему зарождения психоанализа в русской литературе)
Владимир Маяковский — неувядаемый авангардист русской поэзии

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее




ПОХОЖИЕ СОЧИНЕНИЯ