Сочинения > Лермонтов > Лермонтов и Пушкин — два поэтических мира
Лермонтов и Пушкин — два поэтических мира - сочинение


Лермонтов и Пушкин — два поэтических мира
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин


В. Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существен­но различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключает­ся в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Конечно, в данном высказывании великий критик несколько сгущает краски, потому что нельзя сказать, что в поэзии Пушкина нет мысли и истины, а стихи Лермонтова ли­шены внутреннего чувства. Но тем не менее разница двух ге­ниев очевидна. Лермонтова можно назвать первым психологом в литературе, его Печорин — образец глубокой рефлексии и тончайших самонаблюдений, в то время как Пушкина по ана­логии можно определить в качестве гениального предпсихолога, умеющего великолепно показать человека через его внеш­ние проявления: поступки и речь.

До Пушкина психология конкретного человека по больше мере определялась через события, происходящие вокруг него.

Такой подход являлся инстинктивным продолжением представ­лений средневековья о том, что человека достаточно характери­зуют обступающие его обстоятельства, которые зеркалят его ду­шу и притягиваются ею.




     
     



Пушкин рос в атмосфере общественной устойчивости, ещё почти ничего не поколебало существующий строй, общественное мнение как таковое только зарождалось, не были обозначены чётко темы и направление поисков, не была проведена напря­жённейшая душевная и мыслительная работа по конкретизации и детализации предмета рассмотрения. Всё это происходило по ме­ре взросления поэта. Он сам смог аккумулировать в художест­венном творчестве основные проблемы окружающей его жизни, но они ещё как бы припорошены дымкой сновидческого благо­ухания, только после тридцатилетия поэт начинает постепенно вести общественно активный образ жизни. Отвлечённые разду­мья и романтические увлечения (как, например, движением де­кабристов или надеждами на плодотворность доброй монаршей воли) заменялись ясными и злободневными идеями (создание ли­тературного журнала, построенного на самоокупаемости, работа историка, которая в будущем неизбежно перешла бы в политиче­скую деятельность).

Лермонтов явился уже совсем в другое время. Изящество и ленивая роскошь XVIII века, продолжившиеся в царствование Александра I, завершились при Николае I, холодном деспоте, лишённом какого бы то ни было изящества и поэтического вооб­ражения. Становление Лермонтова как человека происходило не в атмосфере подвигов Отечественной войны 1812 года, для него это уже история («Скажи-ка, дядя...»), а в атмосфере разгрома движения декабристов, которым завершилась вся общественная романтика. Окончательно его становление состоялось после ги­бели самого Пушкина.

Пушкин — певец изначальной гармонии, Золотого века, его творения завершены, а мысль закольцована созерцанием истины. Лермонтова преследуют вопросы, которые только к концу жизни встали перед его предшественником со всей остротой и на кото­рые он мог давать оптимистические и мудрые ответы, потому что смотрел на происходящее из своего золотого беззаботного детст­ва и юности, и вследствие этого чисто психологически мог быть великодушен. Лермонтов видел только нарушение всякой гармо­нии, попрание её, острее ощущал конкретные открывающиеся перспективы в развитии общества. Он их переживал земным, а не небесным образом, потому что не имел опыта этой самой небесности.


Похожие сочинения


Лермонтов и Пушкин — два поэтических мира
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее