Михаил Лермонтов (1814 1841) Жизнь и творчество - сочинение

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в Москве. Его отец, Юрий Петрович, вел свою родословную от шотландского дворянина Георга Лермонта, который в начале XVII столетия вступил на службу в русскую армию и погиб на войне. Род Лермонтовых был небогатый, отец поэта воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге, дослужился лишь до чина армейского капитана и имел привычки провинциального франта и кутилы. Мать, Мария Михайловна, была богатая и получила прекрасное воспитание. Арсеньева по отцу, Столыпина по матери, она имела близкую родню среди сенаторов и генералов и могла рассчитывать на блестящий брак.

Однако страстная романтическая любовь к бедному соседу заставила ее вопреки воли родителей выйти замуж за Ю. П. Лермонтова. Брак оказался несчастливым, Юрий Петрович предавал жену, мог поднять на нее руку. Мальчик рос в условиях постоянных семейных ссор. Ему не исполнилось еще и трех лет, когда умерла мать.

После ее смерти враждебность между отцом Михаила и бабушкой, (Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, умной и властной женщиной, которая не одобряла замужества дочери, усилилась. Бабушка, которая беспредельно любила внука, хотела единолично распоряжаться его судьбой и добилась своего. Говорили, что она откупилась от зятя, выдав ему 25 000 рублей. Мальчик остался с ней и виделся с отцом очень редко. Он тяжело переживал разлад между ближайшими ему людьми, идеализировал отца, считая его жертвой преследований и несправедливых обвинений. Семейная драма позднее повлияла на мотивы лирики поэта, его настроения.

Рифмовать Лермонтов начал, едва лишь научился говорить. Первые его серьезные поэтические попытки относятся до 1828 года. Хотя в ранней лирике Лермонтова много ученических, подражательных стихов, в них уже намечены темы и мотивы, которые станут сквозными для всего его творчества: одиночество, отчуждение, человеческие распри, «мировая скорбь», разочарование и т.д.

Детство Лермонтова прошло в Тарханах, имении Арсеньевой в Пензенской губернии. Мальчик получил хорошее домашнее образование (гувернер-француз, бонна-немка, чуть позже  преподаватель-англичанин). Французским и немецким языками он с детства владел как родными, по-английски свободно читал и переводил. Летом 1825 года бабушка повезла внука на воды на Кавказ, его поразила красота и величие кавказской природы и на всю жизнь он полюбил горы. Детские впечатления сохранились в его творчестве («Кавказ», 1830, «Синие горы Кавказа, приветствую вас!,.», 1832). Во время поездки одиннадцатилетний мальчик впервые влюбился в одну из своих маленьких спутниц, и это чувство запомнилось ему на всю жизнь.

В 1828 году Лермонтов был зачислен полупансионером в 4-й класс благородного пансиона при Московском университете. Здесь когда-то учились Жуковский, Грибоедов, Тютчев и другие русские поэты. Свое образование Лермонтов пополнял самостоятельным чтением. Его любимыми авторами становятся Пушкин и Байрон. По образцу пушкинского «Кавказского пленника юный поэт создает собственное произведение-переработку под тем же названием.

Лермонтов не был красавцем: невысокого роста, коренастый, кривоногий, с широкими плечами и большой головой. Сам он привык считать себя почти уродом. Но у него были выразительные черные глаза, высокий смуглый лоб, над которым среди черных волос с детства выделялась белокурая прядь. Когда поэт дышал радостью или гневом, лицо его делалось прекрасным и вдохновенным. Постоянными упражнениями он развил в себе физическую силу, отлично ездил верхом, стрелял и фехтовал.

В 1830 году, в 16 лет, Лермонтов поступил на морально-политическое отделение Московского университета (т.е. на факультет политических и философских наук). На это время приходятся первые серьезные любовные увлечения поэта - Екатериной Александровной Сушковой и Натальей Федоровной Ивановой (Первой посвящены стихи 1830 года «Сушковой», «Стансы», «Ночь», «Наследование Байрону» и т.д., так называемый «ивановский» цикл 1830-1832 г.: «Н.Ф.И.», «Я не унижусь перед тобой...» и т.д.). Однако трагизм, привнесенный подростком в свои чувства, вызвал только насмешку барышень, и тем сильнее страдало от этого самолюбие молодого поэта. Любовная лирика Лермонтова отличается повышенным драматизмом, включает мотивы измены, гибели и т.п. Переживая неудачу влюбленности, поэт формулирует для себя принцип жизненного поведения, своеобразный моральный закон:

    Я горд!.. - прости! люби другого,
    Мечтай любовь найти в другом;
    Чего бы то ни было земного
    Я не сделаюсь рабом.
    («Я не унижусь пред тобой...», 1832).

Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова становится Варвара Александровна Лопухина, сестра университетского товарища поэта. «Молоденькая, милая, умная, как день, и в полном смысле замечательная», Варенька Лопухина «была натура пылкая, увлеченная, поэтическая и в высшей степени симпатичная»,- вспоминал троюродный брат и близкий друг Лермонтова А. П. Шангирей. Чувство к ней оказалось сильнейшим и самым долгим, очевидно, Лермонтов сохранил его до самой смерти. В 1835 году В. А. Лопухина по настойчивому требованию родителей вышла замуж за богатого, но пожилого и нелюбимого ей Н. Ф. Вахметьева. Лермонтов тяжело пережил эту, как он считал, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество пасмурными тонами. К Лопухиной обращено множество стихов («Она не гордой красотой...», «Мы случайно сведены судьбой...», «Валерик», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» и др.). Эта женщина стала прототипом ряда лермонтовских героинь («Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени» и др.).

На лирику 1830-х годов наложило отпечаток байроническое мироощущение Лермонтова. Лирический герой, отброшенный обществом, «светом», «толпой», будто сосредоточивает все свои

душевные силы на любимой, которая становится для него центром и смыслом жизни. В женщине он любит свою мечту, свой идеал. Любовь переживается как чувство глубокое и мучительное, часто она превращается в поединок: кто победит, кто кому будет рабом? Образ любимой может воплощать в себе как «ангельское» начало, так и недостатки «мира» - неверность, бездушие, пустое тщеславие, легкомысленное кокетство, неспособность оценить силу и самоотверженность любви поэта. Создается особая шкала ценностей: любовь равноценная жизни, потеря ее - смерть, конец любви означает гибель героя.

Лермонтов сравнивает свое лирическое «я» с драматическими судьбами других поэтов, прежде всего Дж. Байрона, в биографии которого он ищет аналогии с собственной судьбой. Он воспринимает Байрона почти как поэтического двойника, учит английский язык по его произведениям, гордится тем, что у них общая «страна предков» - суровая и дождливая Шотландия. Вместе с тем поэт рано начинает сознавать как трагическую обреченность, так и неповторимость своего жизненного и творческого пути («Не думай, чтобы я был достойный сочувствия...», 1830; «Нет, я не Байрон, я другой...», 1832). Ранняя лирика Лермонтова напоминает лирический дневник, она отражает беспрерывный самоанализ молодого поэта и его стремление осмыслить свое «я». Образ байроновского романтического героя во многом определял поведение Лермонтова. Он так же окружал себя атмосферой бунта и одиночества, непонимания и разочарованности. Все зло, всю несправедливость мира поэт воспринимал как свое личное горе, как причиненное ему личное оскорбление, смириться с которым он не мог и не хотел. Победить или погибнуть в поединке с судьбой - такая была цель его жизни:

    Я рожден, чтоб целый мир был зритель
    Торжества иль гибели моей...
    («Мы случайно сведены судьбой...», 1832).

Поэт словно предчувствовал, как мало времени ему отпущено судьбой. Семнадцатилетним юношей он писал:

    Мне жизнь все как-то коротка,
    И все боюсь, что не успею я свершить чего-то!..
    (1831 июня 11 дня»).

Герой ранней лирики Лермонтова стремится к безграничной воле и одновременно ощущает себя узником, невольником жизни. Эти два основных мотива - воли и неволи, стремление бури, борьбы и вынужденного покоя - отражены в стихе «Парус» (1832) - наверное, известнейшем из ранних произведений поэта. Лермонтовский парус стал символом вечного несогласия, вечного мятежа романтической души, которая стремится достичь недосягаемое. Противоречие между морем и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и мятущейся человеческой личностью, которая, брошенная в океан бытия, не знает счастья ни в покое, ни в буре, так как после бури приходит покой, а после покоя - буря.
Стихи 1830-1831 годов содержат также социальные мотивы и темы. Время было тревожным: в Париже состоялась революция, в России бунтовали крестьяне, военные поселенцы, солдаты. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в это время в нем учились А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, которые возглавляли студенческие кружки и общества. Лермонтов большей частью держался отдельно, в кружки не входил, однако разделял общие настроения и даже принял участие в студенческом «бунте» - изгнании из аудитории реакционного профессора М. Я. Малова. Лермонтов пишет стихи, посвященные европейским революциям и эпохе пугачевщины («30 июля (Париж) 1830 года», «Пророчество», 1830). В своем первом прозаичном произведении - романе «Вадим» - он создает широкую панораму крестьянского восстания 1774-1775 годов, хотя образ Вадима близкий к «злодейству» байронических поэм.

В 1832 году, разочарованный рутинным преподаванием, Лермонтов оставил Московский университет и переехал в Петербург, надеясь здесь продолжить образование. Однако перевестись в Петербургский университет не удалось, нужно было поступать снова. Семья посоветовала поэту избрать военные просторы, и Лермонтов сдал экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров – лучшее в то время в России военное училище. Здесь он провел «два страшных года». Маршировка, дежурства, парады почти не оставляли времени для творчества. В 1834 году Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Он погружается в гусарские развлечения и светские интриги, но одновременно получает возможность заниматься литературой; заканчивает первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Саша», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». В этом романе впервые возникает фигура Печорина, молодого столичного офицера из высшего общества, и Веры, его бывшей любимой, что вышла замуж за старого князя Лиговского,- очертания будущих персонажей «Героя нашего времени».

Первым большим произведением, которое Лермонтов признал достойным обнародования, стала драма «Маскарад» (1835-1836). Название пьесы символическое: имеется в виду не только реальный маскарад, на котором происходят фатальные для героев события, но и образ высшего мира, где настоящие чувства людей скрываются под масками, а неправда сведена в закон. В лермонтовской драме соединились романтическая пьеса о современном демоне, трагедия о «петербургском Отелло» и реалистическая сатира на петербургское общество. Несмотря на все заботы автора, пьеса так и не была разрешена цензурой - ее определили как такую, что противоречит моральным нормам.

Свою будущую поэтическую судьбу Лермонтов во многом связывал с тем, как его поэзия будет оценена Пушкиным, перед талантом которого он склонялся с детских лет. Именно в пушкинском журнале «Современник» Лермонтов решил опубликовать стих «Бородино», которым он хотел ознаменовать свое вступление в «большую» литературу. Тем большим ударом стала для него весть о гибели Пушкина. Под впечатлением от этого трагического события Лермонтов пишет стих «Смерть поэта» (1837). Михаил Юрьевич не входил в пушкинское окружение и не был знаком лично с самим поэтом. Но он говорил от лица целого поколения, пораженного гибелью национального гения и возмущенного действиями его врагов. Стих не мог быть напечатан, однако мгновенно распространился в десятках тысяч списков. Он воспринимался в обществе и как литературное событие, и как гражданский подвиг. Феноменальный, что не имел аналогов в русской словесности, успех стиха сразу поставил автора в читательском сознании рядом с Пушкиным. Позднее в стихе «1-е Января 1840» Лермонтов нарисует образ поэта, который, один против всех, бросает в лицо светской толпе, которая веселится, свой «железный стих». Впервые этот «железный стих» зазвучал в поэзии «Смерть поэта» взволнованным и гневным монологом. Заключительные 16 строк стиха («А вы, горделивые потомки...»), написанные позднее, 7 февраля, были истолкованы при дворе как «призыв к революции».

18 февраля Лермонтов был арестован; началось политическое дело о «непозволительных стихах». Находясь под арестом, Лермонтов пишет поэзии «Сосед» и «Узник».

В феврале-марте 1837 года Лермонтова переводят на Кавказ прапорщиком в Нижнегородский драгунский полк. Поэт простуживается в дороге и останавливается для лечения в Ставрополе, Пятигорску, Кисловодске, заезжает в Тифлис. Дорогой в полк он переезжал горы, «одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...» (письмо С. А. Раевскому, конец ноября - начало декабря 1837 года). Лермонтов встречался с представителями разных прослоек и национальностей, близко сталкивался с народной жизнью, видел быт казаков, русских солдат, многочисленных народностей Кавказа. Все это нашло отражение в его творчестве («Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Беглец»). В Пятигорске и Ставрополе он встретился с В. Г. Белинским, доктором Н, В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мэри»), познакомился с сосланными декабристами, в том числе с А. И. Одоевским, который стал его близким другом (памяти Одоевского будет посвящен один из стихов 1839 года).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Лермонтов > Михаил Лермонтов (1814 1841) Жизнь и творчество