👍Сочинение М Ю Лермонтов «И скучно и грустно » Лермонтов
М Ю Лермонтов «И скучно и грустно » - сочинение

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем
вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...



В лирике М. Ю. Лермонтова 1836—1841 годов меньше любовных стихов, меньше авторского «я», она соотносится с образом поколения. Появляется философская ирония, имитируется обращенность к широкой аудитории, предполагается некий отклик — враждебный или сочувственный. В. Г. Белинский делит лермонтовскую поэзию на субъективную и чисто художественную. В свою очередь, субъективные стихотворения, в которых «выразился исторический момент русского общества», группируются по следующему принципу: субъективные исторические стихотворения («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича») и субъективные стихотворения, которые «мрачат душу, леденят сердце». В них «нет надежды, они поражают безотрадностью, безверием в чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства». К таким произведениям В. Г. Белинский отнес стихотворение «И скучно и грустно...» (1840). Это своего рода исповедь героя времени, стихи, по словам критика, «вышедшие из глубины оскорбленного духа». Удивительно перекликается откровение лирического героя произведения с записями в дневнике Печорина из романа «Герой нашего времени». Совершенно пессимистично звучит финал короткого произведения: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка...» Лирический герой, как, впрочем, и сам автор, низводит жизнь до пустой и глупой шутки. Однако в этой шутке нет ничего смешного. Нормой жизни лермонтовского поколения стали грусть и скука. Именно заявление об этих чувствах открывает стихотворение. Невольно задаешься вопросом: почему «некому руку подать» — то ли нет достойного человека, то ли нет того, кто способен помочь, поддержать в трудную минуту? Одиночество ощутимо не только в минуту «душевной невзгоды». Но Лермонтов, обобщая, пишет роковое: «А годы проходят — все лучшие годы!» Значит, дело тут не в одном мгновении, когда, наверное, не раз и не два в жизни человеку приходится ощущать разъединение с людьми, с миром. Речь идет о постоянном, мучительном для лирического героя одиночестве. Белинский заострил внимание на особой тональности стиха, подчеркнув, что «это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это — похоронная песня всей жизни». Далее критик задается вопросом: «Может быть, люди нашего времени слишком много требуют от жизни, слишком необузданно предаются фантазии, так что после их роскошных мечтаний действительность кажется им слишком бесцветною, бледною, холодною и пустою?» и отвечает неопределенно: «Может быть — чего не может быть!..» Пронизывающе звучат строки Лермонтова о любви: «Любить... но кого же?., на время — не стоит труда, / А вечно любить невозможно». Жизнь без любви, надежды, веры — прозябание. Тяжело лермонтовское признание в том, что его современников не могут поддержать ни любовь — «сладкий недуг» страстей, нелепость, «исчезающая при слове рассудка»; ни воспоминания о своем прошлом, где для них «все так ничтожно». О дисгармонии внешнего, окружающего человека и внутреннего мира поэт писал неоднократно. Он сокрушался по поводу того, что его поколение утратило способность к радости, не верит в лучшие чувства, бесполезно бережет «в груди остаток чувства», которое не вызывает желания действовать, утешить близкого, понять отвергнутого. Растрачены «юные силы», жизнь течет без борьбы и плодотворного труда. Таков приговор поэта. Не случайно «И скучно и грустно» «из всех пьес Лермонтова обратило на себя особенную неприязнь старого поколения. Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не греметь правдою» (Белинский). Трагический пафос произведения усиливают обобщенные формы: «заглянешь», «посмотришь». Они подчеркивают, что сказанное применимо к кому угодно. Печальные мысли поэта заключены в особую метрическую, специально выстроенную систему стихосложения. В стихотворении «И скучно и грустно» используется уникальное, но верно найденное сочетание пятистопного, трехстопного и четырехстопного ямба. Самоанализ, свойственный лирическому герою стихотворения, рефлексия* и попытка понять, найти свое место в жизни определили систему художественных средств, средств выразительности. М. Ю. Лермонтов использует метафоры, поддерживающие элегический и трагический смысл стиха: «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка» (о жизни), «душевная невзгода». Используются приемы противопоставления синонимических* пар и, наоборот, сопоставления антонимов* («И радость, и муки, и все там ничтожно...»). Есть анафоры, повторы, особый звуковой строй стиха. Вместе с тем все художественные средства, содержание произведения направлены на преодоление возникшего противостояния в душе лирического героя, на восстановление внутренней гармонии личности.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Лермонтов > М Ю Лермонтов «И скучно и грустно »