М Ю Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива » - сочинение

Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога... 
Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать стихи в 1828 году (ему было тогда 14 лет), но вошел в литературу поздно. В 1840 году был издан первый и единственный прижизненный сборник «Стихотворений М. Лермонтова» (26 стихотворений и 2 поэмы). В них, по мнению В. Г. Белинского, отразилась квинтэссенция жизни: весь мир, все цветы, краски, звуки, все формы природы и «жизни». Поэт заявил о себе как о живописце, который при этом «страдает болезненнее других, живее наслаждается, пламеннее любит, сильнее ненавидит, словом, — глубже чувствует» {В. Белинский). Только великий поэт, подчеркивал критик, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, «ибо в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе — свою душу и видит в нем не только поэта, но и человека».
В анализируемом стихотворении автор обращается к природе средней полосы России. Чувством любви озарено, охвачено все описание. Нет холодного, колючего восприятия окружающего мира. Мягкость стиха, плавность речи, богатство красок, свежесть, жизнеутверждающее настроение — вот основные характеристики элегии «Когда волнуется желтеющая нива...». Рисуя пейзаж, Лермонтов, бесспорно, следует традициям своего великого современника — Пушкина. Жанровые картинки стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» сродни лирическим отступлениям в «Евгении Онегине»:



Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка... В стихотворении звучит антеевский мотив (Антей согласно греческой мифологии — сын Посейдона и Геи (Земли), непобедимый до тех пор, пока соприкасается с землею-матерью, дающей ему новые силы. Чтобы победить Антея, Гераклу пришлось приподнять его, оторвать от земли). Этим мотивом Лермонтов утверждает, что родина дает ему силы жить: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле... Природа, таким образом, предстает у поэта как идеал, в ней царит свобода — человек, напротив, несвободен. В природе есть гармония, она противопоставлена дисгармонии в человеческой душе, которая определяет взаимоотношения людей в обществе. Природа борется за человека, ей «нравится радовать его», помогать преодолевать чувство одиночества и, наконец, обретать душевный покой: «И в небесах я вижу Бога...» Как известно, Лермонтов хорошо рисовал. Возможно, поэтому его пейзажи так живописны. Если в словесной «палитре» Пушкина предпочтение отдается отдельным краскам (золотой, багровый, серебряный), то лермонтовская гамма скорее акварельна, выделяются оттенки цвета, переходящие тона, сочетания тонов {«желтеющая», «малиновая»). Ощущение жизни подчеркивается олицетворением: нива «волнуется», слива «прячется». Используются и так называемые «дематериализованные» цветовые эпитеты: «смутный сон», «мирный край», «таинственная сила». Стихотворение представляет собой «парад» времен года, загадочно сокрытых под начальной фразой «Когда волнуется желтеющая нива...»: «желтеющая нива», «малиновая слива» — символы, указывающие на конец лета, начало осени, «ландыш серебристый» — это весна, а «зеленый листок» — начало лета. Такой временной «разнобой» позволяет воплотить мотив пространства во времени. Мотив вневременной молодости природы, неувядающей и сочной красоты, очевидно, должен был способствовать пробуждению оптимизма, надежды как в душе читателя, так и самого автора. Стихотворение разделено на строфы, чередующиеся неупорядоченно: то шестистопный, то пятистопный ямб. Последняя строфа написана четырехстопным ямбом, весомым и кратким. Еще одной загадкой стихотворения и авторской находкой является то, что его строфы составляют шестнадцатистрочное разветвленное сложноподчиненное предложение. При этом у каждого четверостишия есть своя образность и свой собственный стиль.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Лермонтов > М Ю Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива »