М Ю Лермонтов «Листок» - сочинение

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
—	На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
Опираясь на классификацию, предложенную критиком В. Г. Белинским в статье «Стихотворения М. Лермонтова», можно с полным основанием отнести «Листок» к субъективным стихотворениям — тихим думам. Они представляют «чувство сильное, целомудренное. Это тихая, кроткая грусть души. В стихах много таинственного, недосказанного, но много и понятного сердцу. Здесь поэзия становится музыкой!» (Белинский).
Стихотворение написано в 1841 году. В нем отчетливо звучит мотив дороги, скитаний:



Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря. Произведение, как и многие другие, построено на сквозном символическом* образе. Если в «Воздушном ко рабле» (1840) это камень, т. е. безответность; в «Трех пальмах» (1839) это песок, т. е. образ, связанный с забвением; в стихотворении «Для чего я не родился» (1832) это волны, т. е. свобода, то в «Листке» дубовый листок — символ вынужденного скитания. Нельзя не отметить и остроту мотива тоски по родине («ветка родимая», листок, «жестокою бурей гонимый»). Автор утверждает, что именно родина дает силы жить, надеяться. Появляется так называемый антеевский мотив: оторванность от родины означает страдание и смерть. Тема одиночества, скитания — одна из основных в творчестве Лермонтова. С одной стороны, это объясняется методом, любимым и предпочтительным для поэта-романтика. С другой — характер самого автора, события его личной жизни сделали эту тему такой близкой и постоянной. Вместе с тем лермонтовская трактовка темы имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга. В соответствии с их идеями личность у поэта-романтика предстает как мятежная, ищущая жизнь в борьбе, буре, полная противоречий, бесконечно одинокая: И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя». Философские рассуждения не ограничиваются акцентированием личного одиночества лирического героя, а перерастают в мотив одиночества в обществе. Еще одна лермонтовская поэтическая находка — тема «соседства» как попытка избавиться от изолированности, перестать быть изгоем: «Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных. Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». — На что мне тебя? — отвечает младая чинара, Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара... Обычно говорят, что поэзия Лермонтова рождена периодом безвременья, наступившим после подавления восстания декабристов. Именно Лермонтову было дано постигнуть катаклизмы как своей, так и любой другой эпохи. Главная же причина катаклизма сокрыта в подавлении личности. В «Листке» развиваются печальные сентенции ранней и зрелой лирики поэта, например: «Я к одиночеству привык» или «Женщина любви не знает». Чинара в анализируемом произведении связывается с темой очарования и очень скорого разочарования, темой надежд и их крушения. Нельзя не почувствовать, что Лермонтов обращал свой взор прежде всего на отрицательные явления, накапливая доказательства порочности общества, мира, о котором он пишет. Авторское неприятие действительности рождает цепь острых определений, метафор, обобщений («жестокая буря», «небылицы», «странник»). Любимая лермонтовская форма аллегории*, иносказания* (в данном случае листок олицетворяется со скитающимся человеком) позволяет передавать не конкретные впечатления, а состояние души, события жизни.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Лермонтов > М Ю Лермонтов «Листок»