М Ю Лермонтов в поиске своего места в поэзии (По стихотворениям «Поэт» «Нет я не Байрон я другой » и др ) - сочинение

1.	Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.
2.	«Нет, я не Байрон, я другой...».
3.	Поэт и общество.
М. Ю. Лермонтов очень рано осознал себя поэтом, «певцом свободы» с мятежной душой. В своем творчестве Михаил Юрьевич часто обращался к теме поэта и поэзии, самые известные из стихотворений на эту тему — «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк», «Пускай поэта обвиняет...», «Нет, я не Байрон...». С течением времени в творчестве Лермонтова развивался реализм, и взгляды на эту тему постепенно менялись.
В ранней лирике Лермонтов создает романтический образ поэта, вдохновленного небесами, избранного, противопоставленного толпе, которая его не понимает. Этот избранник небес одинок и изгнан, его смерть патетически торжественна, это — вызов («Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества и гибели моей»). Мятежность и беспокойство ума и сердца кажутся юному Лермонтову непременным атрибутом истинного поэта. Лирический герой его раннего творчества рефлексирует, познавая мир, поэтому главный жанр стихов в это время — исповедь.
В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение, с которого начинается новый этап раскрытия темы поэта и поэзии — «Смерть поэта». Поэт здесь показан чуждым обществу, а гибель его — это не что иное, как приговор судьбы. Лермонтов говорит о справедливости «высшего суда» — суда Бога и потомков. Поэт, «невольник чести» со «свободным, смелым даром», восставший против «мнений света», «с юных лет постигнувший людей», противопоставляется толпе. Со смертью поэта это противостояние усиливается.
В поздний период творчества Лермонтов размышляет о месте поэзии в обществе, предчувствуя смену века поэзии веком прозы.
Стихотворение «Нет, я не Байрон...», написанное в 1832 году, — лирическая исповедь, внутренний монолог героя. Лермонтов ищет в поэзии свой путь, свое место, задается вопросом: кто он? И делает вывод:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ра не,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Он уже в восемнадцать лет четко знает свой жизненный и творческий путь и чувствует свою общность с Байроном, но в то же время осознает свою особенность: он «с русскою душой».
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны ? Кто Толпе мои расскажет думы ?
Я - или бог - или никто!
Размышляя о тесной связи творчества и своей судьбы, поэт выбирает свой путь, руководствуясь своим мятежным духом,  
в его душе лежит «надежд разбитых груз», он одинок. Для того чтобы сильнее выразить одиночество поэта, его душа сравнивается с океаном. «Еще неведомый избранник» — может быть, посланник бога с иной сущностью, чем Байрон. В стихотворении звучит мотив избранности, подчеркнуто сравнение поэта с образом Христа. Уже здесь поэт предсказывает свою раннюю смерть («Я раньше начал, кончу ране...»), жалеет о том, что он может не успеть воплотить в жизнь все свои замыслы. Поэт хочет исповедоваться, рассказать о себе «толпе», чтобы его поняли и отделили от Байрона.
Лермонтов размышляет о смысле жизни, стремится к деятельному существованию, к подвигу. Когда трагически погибает А. Пушкин, Лермонтов по горячим следам пишет стихотворение, которое считается одним из лучших в русской политической поэзии. Его первая часть наполнена элегическими мотивами, рыданиями и волнением. Лермонтов говорит не только о гибели поэта и человека, но и о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы. В этой борьбе вновь одержало победу зло.
Погиб поэт - невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и с жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света Один как прежде и - убит.
Вторая часть стихотворения — негодование, гнев поэта. Лермонтов смело обличает в смерти поэта придворную знать, защитников самодержавия, жандармов. На полях рукописи поэт рисует профиль начальника штаба жандармского корпуса Дубельта. Поэт-гений чужероден в среде завистников, которые губят его. 
Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений Последних вынести не мог...



Вторая часть стихотворения — обвинительная речь. Автор называет истинных виновников гибели великого поэта. Это «жадною толпой стоящие у трона Свободы, Гения и Славы палачи», «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», которые расправились с декабристами вместе с Николаем I. Именно им надо бояться грозного суда потомков. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью - Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь. «Смерть Поэта» — это и обвинение и реквием. За это стихотворение поэта сослали на Кавказ. В стихотворении 1938 года «Поэт» Лермонтов развивает тему поэта и толпы. В первой части рассказывается о боевом кинжале, теперь ненужном: Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. ... Теперь родных ножен, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный; Игрушкой золотой он блещет на стене - Увы! Бесславный и безвредный! Во второй части участь поэта сравнивается с участью этого кинжала: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? ... Твой стих, как Божий дух, носился над толпой, И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой. Во дни упоржеств и бед народных, Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны... Так же, как у Пушкина, в этом стихотворении у Лермонтова есть образ карающего кинжала. Его назначение и призвание поэта, по мнению Лермонтова, схожи. Поэзия в героическую эпоху была оружием, а потом стала просто красивыми словами. Бездействие не стихия того, кто властвовал над сердцами людей. В стихотворении Лермонтов напоминает о том времени, когда слова поэта воспламеняли. Былые подвиги и слава оказались не вечными и теперь преданы забвению, общество презирает поэта. Лермонтов задается вопросом: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья ? Называя поэта пророком, автор заимствует образ у Пушкина и указывает на то, что его поэзия от Бога. Принес ли поэт пользу в мире зла или его творчество останется в забве нии? Именно этот критерий Лермонтов считает главным в жизни поэта. Это и определяет его отношение к теме поиска своего места в поэзии. Тема предназначения поэта была продолжена в русской поэзии Н. Некрасовым, В. Маяковским, А. Ахматовой, Б. Пастернаком и др.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Лермонтов > М Ю Лермонтов в поиске своего места в поэзии (По стихотворениям «Поэт» «Нет я не Байрон я другой » и др )