Сочинения > Лермонтов > На чьей стороне правда в «Песне про царя…»
На чьей стороне правда в «Песне про царя…» - сочинение


НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ДРАМАТУРГ (по пьесе А Н. Островского «Гроза»)
Быт и нравы Москвы 15 в. в «Песне про царя»
Художественные средства создания характеров в «Песне про царя»



Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Царь замечает, что его верный слуга Кирибеевич сидит мрачнее тучи, не ест и не пьет. Разгневался царь: …стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником. Царь узнал, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. Но Кирибеевич не сказал, что она жена купца Калашникова. Посоветовал царь Иван Васильевич: Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное… …И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитриевне: Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся. Не будь Кирибеевич слуга царя, разве посмел бы он оскорбить замужнюю женщину, да не крепостную, а купеческого рода! Михаил Юрьевич Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Однако не только это, но и молодость и безрассудность опричника заставляют его прямо заявить о своей любви. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствиями своего поступка. Опричник Кирибеевич опозорил Алену Дмитриевну перед соседями. Он ее обнимал, целовал, сорвал бухарскую фату, подаренную мужем. И он стал меня целовать‑ласкать И, целуя, все приговаривал: «Отвечай мне, чего тебе надобно, Милая моя, драгоценная». Алена Дмитриевна жалуется мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи: Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам в поругание! Купец Калашников решил в кулачном бою на Москве‑реке наказать опричника в присутствии царя. Купец призвал своих братьев в случае своей гибели отстоять честь семьи. На следующий день зазывалами был брошен клич: Ой, уж где вы, добрые молодцы?.. Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнего». Купец честен, смел и благороден. Он шел на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь жены и достоинство семьи, за что и поплатился собственной головой. Растеклась толпа в обе стороны, и вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве‑реке. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка. По приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги». И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною; И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася… Иван Васильевич «восстановил справедливость» после смерти Кирибеевича и казнил Калашникова. Он был казнен и погребен не по христианскому обряду, а как разбойник – промеж трех дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память: Пройдет стар человек – перекрестится, Пройдет девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку. «Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни‑повествования певцов‑гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.

Похожие сочинения


НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ДРАМАТУРГ (по пьесе А Н. Островского «Гроза»)
Быт и нравы Москвы 15 в. в «Песне про царя»
Художественные средства создания характеров в «Песне про царя»

ТОП 3 популярных


  1. Моя семья сочинение
  2. У войны не женское лицо сочинение
  3. Богомолов Иван сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее