Песня про царя Ивана Васильевича - сочинение

По мере роста реалистических тенденций в творчестве Лермонтова мы наблюдаем у него поиски новых форм эпической поэзии. Одним из таких опытов явилась "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"( 1838). "Песня про царя Ивана Васильевича... " занимает важное место и в истории русской литературы: она явилась разрешением поставленной за много лет до Лермонтова творческой задачи создания поэмы в народном духе. Поэма Лермонтова тесно связана с общественно-политической обстановкой породившей ее эпохи.

В "Песне про царя Ивана Васильевича... " поэт, писал В. Г. Белинский, "от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее".

Дальше Белинский раскрывает значение этого противопоставления прошлого настоящему. Лермонтова привлекала "богатырская сила и широкий разлет чувства", свойственные "грубой и дикой общественности" старого времени. Своему поколению, "дремлющему в бездействии", поэт противопоставляет людей, умеющих действовать, бороться.

Создавая образ царя Ивана Васильевича, Лермонтов использовал народные песни об Иване Грозном. В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение черты доброго молодца "удалых", или "разбойничьих", песен. "Какая сильная, могучая натура!" - писал о нем Белинский.

Но героическое начало в поэме связано не с этими персонажами, а с образом "смелого купца" Калашникова. Лермонтову удалось создать характер, близкий к герою русского народного эпоса.

Правда, Калашников в отличие от богатырей не выступает в качестве защитника родной земли, однако и он умеет "постоять за правду". Сознание собственного достоинства, жажда справедливости, мужество, честность, прямота - таковы основные черты Калашникова. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести.

Поэтому в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили "удалого" Кирибеевича побледнеть и замолчать ("На раскрытых устах слово замерло..."). Заключающая поэму картина "безымянной могилки", вызывающей чувство сострадания у "людей добрых", а гусляров вдохновляющей на песню, придает подвигу Калашникова, погибшего "за святую правду-матушку", народное значение.

Драматическая идея "Песни про царя Ивана Васильевича... " нашла выражение в подлинно народной форме произведения. Лермонтов опирается здесь на жанр народной исторической песни.

Но в использовании мотивов и оборотов устной народной поэзии Лермонтов чужд подражательности, прямого заимствования. Поэт творчески воссоздает стиль русской народной поэзии. Поэма дала право Белинскому высказать мысль "о кровном родстве духа поэта с народным духом". Но "Песня про царя Ивана Васильевича... " является не только поэмой в народном стиле. Это поэма историческая, и ей принадлежит место среди произведений художественно-исторических жанров русской литературы. Реалистический историзм "Песни про царя Ивана Васильевича...

" заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал характеры в их социальной обусловленности.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Лермонтов > Песня про царя Ивана Васильевича