Сочинения > Лермонтов > Стихотворение М Ю Лермонтова «Нет не тебя так пылко я люблю » (восприятие истолкование оценка) (2)
Стихотворение М Ю Лермонтова «Нет не тебя так пылко я люблю » (восприятие истолкование оценка) (2) - сочинение


Стихотворение Н. А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей...» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (восприятие, истолкование, оценка)
О начале стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» М. Ю. Лермонтова



Лермонтов умер совсем молодым, поэтому иногда бывает странно читать его стихотворения, написанные как будто древним старцем. К этому разряду можно отнести и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Лермонтов чувствовал себя гораздо старше своих лет и обладал мироощущением много пережившего человека:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.
Автор здесь предстает даже не как отдельная личность, а как представитель целого поколения, поколения, отжившего свое и имеющего в своем распоряжении только воспоминания. Многим критикам свойственно считать, что душевное состояние Лермонтова отвечало умонастроению всей его эпохи. Кто знает, может быть, Лермонтов действительно сын своей эпохи и не мог родиться ни в какое другое время. Это неважно, ведь главное, что он родился, что он был гением и его стихи навсегда останутся одним из главных сокровищ русской литературы.
Строчки, обращенные к неизвестной даме, не слишком лестны для нее. Она является всего лишь проводником между настоящим и прошлым, и автор, глядя в ее красивое и даже некогда любимое лицо, не видит в нем ничего, кроме отражения своей юности. Строки о «погибшей молодости» полны такого душевного надрыва, что это пугает и одновременно приводит в недоумение. С современной точки зрения двадцать семь лет — самый расцвет молодости, энергии и сил. А у Лермонтова чувствуется упадок сил, стремление убежать от будущего, спрятаться в прошлом.
Поэт использует (именно использует) женщину, к которой обращено стихотворение, для того, чтобы говорить со своим прошлым, с самим собой, только юным. Даму, с которой автор разговаривает, он приравнивает к старой женщине, хотя, надо полагать, ей было не больше лет, чем самому Лермонтову. Но она не может заменить ему ту юную девушку, какой была совсем недолгое время назад. Лермонтов ищет в ней те забытые черты, которыми она уже не обладает.
В ней как будто уживаются две женщины, одна из них — та, которая находится перед поэтом сейчас, и другая, любимая и близкая, но оставшаяся в прошлом. Такой мрачный пессимизм был присущ Лермонтову как никому другому. Если вдуматься, то с ужасом понимаешь, что если он и ощущал молодость и счастье, то очень недолгое время. Возможно, поэта тяготило отсутствие того легкомыслия в лучшем смысле этого слова, которое было так свойственно Пушкину. Каждый выбирает сам свой путь, и Лермонтов был таким, каким был, то есть душевным стариком, как это ужасно ни звучит. Сопоставили его с тем же Фетом, который до старости сохранил почти детское, очень непосредственное восприятие действительности; никогда не нужно делать скидок на физический возраст. Лермонтов, вспоминая не такие уж далекие, судя по всему, события, говорит о них, как о давно прошедших временах:
Я говорю с подругой юных дней,



     
     



В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Так, глядя на портрет давно умершего человека, хотят воскресить его, зная, что это невозможно, и все же предаваясь тщетным надеждам. Лермонтов принадлежал к тем болезненно-чувствительным людям, которые не просто не умеют, но и не хотят жить настоящим. Это утверждение нельзя считать абсолютной истиной. Конечно, и у Лермонтова встречаются стихотворения, где слышится наслаждение настоящим, испытываемым именно в данный момент чувством.
Возможно, стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» навеяно лишь минутным настроением тоски и одиночества, а возможно, оно написано в предчувствии близкой смерти. Произведение, казалось бы, выбивается из ряда других стихов, но в нем чувствуется что-то неуловимое, лермонтовское. В стихотворении есть эти характерные, узнаваемые ноты: одиночество, грусть, оторванность от людей, мечтательность, романтичность и ностальгия по прошлому страданию: «Люблю в тебе я прошлое страданье...»
Часто человек мучается, проклинает судьбу, стремится поскорей избавиться от своих невзгод, но проходит время, и появляется понимание того, что именно эти беспокойные годы и были лучшим временем жизни. Наверное, каждый с тоской вспоминает свою былую любовь, даже если она была безответной или мучительной. Человек так устроен, что любовь для него — одна из главных жизненных ценностей, поэтому ее и не забывают, и благословляют до конца жизни свою несбывшуюся мечту. У Лермонтова очень своеобразное понимание любви: она для него (в этом стихотворении, по крайней мере) является источником непрерывных воспоминаний и огорчений, но он равнодушен и даже пренебрежителен с женщиной, которая заставила его испытать это чувство.
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» — одно из самых замечательных творений Лермонтова. В нем смешалось прошлое и настоящее, былое счастье и сегодняшнее разочарование, любовь и равнодушие, упадок сил и душевный подъем, мука одиночества и нежелание общаться с людьми. Поэт метался, не умел понять себя, успокоить свою душу, это особенно ясно видно именно в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Наверно, в этом смятении, знакомом каждому, и заключена главная притягательная сила стихотворения.


Похожие сочинения


Стихотворение Н. А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей...» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (восприятие, истолкование, оценка)
О начале стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» М. Ю. Лермонтова

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее