Сочинения > Лесков > ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н С ЛЕСКОВА
ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н С ЛЕСКОВА - сочинение


Изображение русского национального характера, тема народа
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)



Творческая судьба Николая Сергеевича Лескова сложна и неоднозначна. Если все русские классики XIX в. уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине двадцатого столетия. Особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти «против течений», как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и социально-психологической стороне своих произведений, искали ответы на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени. Он не был совсем безучастен к идейной борьбе своего времени, но он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя опале критиков всех лагерей и у читателей. Проблема русского национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х гг. XIX в., тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее и народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков. Раскрытие сущности характера русского человека можно найти во многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе «Соборяне», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Запечатленный ангел», «Грабеж», «Воительница» и др. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные моменты. Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда» ярко демонстрирует умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожида ний самых передовых сил времени. Рассказ, написанный в 1864 г., имеет подзаголовок «очерк», чтс предполагает основанность на реальных событиях. Но этому не следует доверять буквально. Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, однако такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя: Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, часто тенденциозно искажавшему правду жизни, очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений. Название рассказа, кстати, имеющее символическое значение, выводит читателя непосредственно на проблему русского национального характера. Мценская купчиха Катерина Измайлова — ОДИН из вечных типов мировой литературы, кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия. Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из «Грозы» Островского. В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее муж, то лесковская «леди» взята в Измайловскую семью из бедности, возможно, и не из купечества, а из мещанства или крестьянства, т.е. героиня Лескова — еще большая простолюдинка и демократка, чем у Островского. А дальше сюжет разворачивается, как и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, попреки свекра и мужа, чтО «иеродица» (детей нет), и, наконец, первая и роковая любовь. С сердечным избранником лесковской Катерине повезло гораздо меньше, чем Катерине Кабановой с Борисом: мужний приказчик Сергей — пошлый и корыстный человек, хам и подлец. Вот здесь и разворачивается кровавая драма. Ради соединения с любимым и возведения его в купеческое достоинство Катерина Измайлова совершает леденящие душу своими подробностями убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника — законного наследника измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах. Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего поэзия калиновской Катерины, в глаза бросаются пошлость и необузданность нрава. Впрочем, лесковская героиня — натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская «леди» в Бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством она «хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут пошлую и страшную песню». Сила религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, интеллектуальная неразвитость (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущаются нами как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже праведной культуры.  Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира. Он цитирует слова жены библейского Иова: «Прокляни день своего рождения и умри», а затем провозглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: «Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо». Причем этот отрывок — единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования. Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на этого простого человека, звавшая к топору Русь, таких вот простых людей, не полселала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале «Эпоха» братьев Ф. и М. Достоевских. Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с «Левшой» наиболее часто переиздаваемым произведением Лескова. У Пушкина есть строки: «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман», т.е. поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков: сила поэтического вымысла Островского действует на душу освежающе и ободряюще, возвышает ее (Н. Добролюбов); Лесков показывает «низкую истину» о тьме души русской простолюдинки. В обоих случаях причиной была любовь. Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить «звериную простоту», «не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство». Рассказ Лескова поучителен, он заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие (как сказал один персонаж Островского: «Что вы за нация такая?»), какие мы и почему такие.

Похожие сочинения


Изображение русского национального характера, тема народа
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее