Сочинения > Лесков > Тенденция протестантизма в творчестве Н С Лескова
Тенденция протестантизма в творчестве Н С Лескова - сочинение


«Русское священство» в творчестве Н.С. Лескова
Психологическая тенденция в отечественной литературе (Сочинение-размышление на тему зарождения психоанализа в русской литературе)
Дар рассказа у Лескова



Для того чтобы раскрыть эту тему, следовало бы в первую очередь обратиться к романам-хроникам Лескова о русской провинции. Один из них - «Соборяне» - посвящен духовенству, второй - «Захудалый род» - российскому дворянству, третий - «Детские годы» - положению художника в России. ' В «Соборянах» протопоп Туберозов лишается сана за своемыслие, но, вопреки христианскому смирению, не поддается требованию губернской консистории, упорствует, находясь в «запрете», не приемля церковного конформизма в отношениях с государством. То есть тем самым он утверждает возможность непосредственного общения с Богом без чиновных «инстанций». Это является одним из важнейших постулатов европейского протестантизма. В романе «Детские годы» мать главного героя - перекрещенная лютеранка, приняла православие ради удачной карьеры сына-сироты. Ради его же карьеры мать выпивает яд, совершает смертный грех - кончает жизнь самоубийством, чтобы не связывать заботой о себе рук своему любимому сыну. Сын же после долгих мытарств по жизни в поисках художественного идеала заканчивает свою жизнь в монастыре, точнее «при монастыре», как и главный герой повести «Павлин», на могиле которого даже креста не поставили за его еретические высказывания. Роман «Захудалый род» дает короткую хронику дворянской семьи за 19-й век. Героиня в конце книги обращается за советом по воспитанию детей к отъявленному «еретику» Журавскому, главная ересь которого состоит в утверждении, что с Богом можно выходить на откровение в молитве без посредников. Лесков много писал о религиозной жизни самых широких кругов русского общества. Он входил в мир старообрядцев и сектантов, личностно принимая пафос поиска истинной веры. К 1880-м годам в его взглядах обозначился интерес к протестантизму и разрыв с православием («у нас византизм, а не христианство»), что привело в итоге к проповеди внеконфессионального христианства и сближению с толстовством и самим Львом Николаевичем Толстым.  Поэтому закономерно и обращение Лескова к временам «апостольским». Из отринутых в результате цензурных «подчисток» библейских рассказов из сборника «Пролог», где даются жития и сказания о людях святых и праведных, Лесков выбирает тем ы и пишет серию «легендарных характеров» из жизни первохристиан: «Повесть о богоугодном дровоколе», «Скоморох Памфалон», «Зенон-златокузнец», «Аскалонский злодей». У первохристиан не было разветвленной церковной иерархии и «профессиональных» священников, а только святые подвижники, похожие на странников. Своеобразный «христианский социализм» Лескова и протест против церковной бюрократии в конце жизни сознательно смиряется вынужденным «перемирием» с православной церковной ортодоксией перед лицом грядущего безбожия, угрозу которого он чутко предвидел, потому что, по словам Толстого, «он - писатель будущего...».

Похожие сочинения


«Русское священство» в творчестве Н.С. Лескова
Психологическая тенденция в отечественной литературе (Сочинение-размышление на тему зарождения психоанализа в русской литературе)
Дар рассказа у Лескова

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее