Сочинения > Ломоносов > Вопросы и ответы к творчеству М В Ломоносова
Вопросы и ответы к творчеству М В Ломоносова - сочинение


Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны»
Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№2)
Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова




    Что же, по мнению автора, необходимо, что­бы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?

    Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, не­объятными просторами и природными бо­гатствами, но наряду с этим высказыва­ет свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на полити­ку государства, которая сможет обеспе­чить истинное благо подданным, достой­ную жизнь. Истинное положение россий­ского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о со­хранении и размножении российского на­рода». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя при­родные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:
    Богатство, в оных потаенно,
    Наукой будет откровенно,
    Что щедростью твоей цветет.

    Потаенно — значит, скрыто, откровен­но — открыто, обнаружено, найдено бла­годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис­пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:
    Толикое земель пространство,
    Когда всевышний поручил
    Тебе в счастливое подданство,
    Тогда сокровища открыл,
    Какими хвалится Индия;
    Но требует к тому Россия
    Искусством утвержденных рук
    Сие злату очистить жилу;
    Почувствуют и камни силу
    Тобой восставленных наук.
    Какова роль заключения в оде? Как оно связа­но с основной темой?

    Гимном наукам, просвещению и буду­щим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключи­тельная часть оды «О вы, которых ожида­ет отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем стра­ны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала импе­ратрице, содержащаяся в заключитель­ной строфе оды, с одной стороны, возвра­щает нас к ее началу, прославляюще­му наступление мира, что делает компози­цию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.
    Каким стилем написана ода? Какова роль это­го стиля в раскрытии идейно-художественного со­держания оды?

    Ода написана высоким стилем, соответ­ствующим высокому, гражданскому со­держанию. Он включает в себя гиперболи­ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп­росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав­ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес­ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы­шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо­кий слог достигается использованием ста­рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен­ны, восстенали, небесну дщерь), обра­зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз­вышенными эпитетами, например пла­менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду­ша ее зефира тише и зрак, прекрас­нее рая.



     
     




    Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?

    Теория «трех штилей» Ломоносова сыг­рала выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использо­ванием высокого стиля; комедии, сати­ры, басни допускали низкий стиль, дра­ма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных на­правлений. Теория Ломоносова в после­петровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и сти­листическая неопределенность, была про­грессивной и стала необходимой для упо­рядочения стилистики языка художест­венных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церков­нославянского языка.
    Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?

    Реформирование русского стихосложе­ния, в процесс которого активно вклю­чился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содер­жанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства рус­ского языка и традиции устного народно­го творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо сил­лабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестически­ми, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он так­же выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно рус­скому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпослед­нем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов реко­мендовал употребление чисто ямбиче­ских стихов. От Ломоносова надолго в рус­ской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.

    Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоре­тик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы спосо­бы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Срав­ним для примера приступы (вступле­ния) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаков­ского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоно­сова.

    У Тредиаковского:
    Кое трезвое мне пианство
    Слово дает к славной причине?
    Чистое Парнаса убранство,
    Музы! Не вас ли вижу ныне?

    У Ломоносова:
    Восторг внезапный ум пленил,
    Ведет на верьх горы высокой,
    Где ветр в лесах шуметь забыл;
    В долине тишина глубокой.

    Преимущество стихов Ломоносова оче­видно.



Похожие сочинения


Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны»
Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№2)
Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее