👍Сочинение Ломоносов – «Петр Великий русской литературы» Ломоносов
Ломоносов – «Петр Великий русской литературы» - сочинение

Ломоносов, по словам В. Г.Белинского, - «Петр Великий русской литературы». Творчество Ломоносова явилось определяющим началом для развития как русского классицизма, так и всей последующей русской литературы.

Особый смысл имеет замечательный публицистический трактат «О сохранении и размножении российского народа». Пафос публициста-оратора во многом отличает творческую манеру Ломоносова-поэта.

Центральное место в поэтическом наследии Ломоносова занимают его торжественные оды. Исходя из взглядов Ломоносова на задачи литературы (в «Разговоре с Анакреоном» утверждается прежде всего ее гражданское звучание), следует отметить ге-роико-патриотическую тематику его од (величие Родины, вера в. силы русского народа, прославление побед русского оружия, осуждение захватнических войн, воспевание «златого мира», «возлюбленной тишины», борьба за просвещение и науку, призывы к развитию промышленности, ремесел, торговли, освоению богатства природных недр страны).

Специфика содержания од Ломоносова во многом объясняется их пропагандистской направленностью; свои идеалы Ломоносов вкладывал в уста «мудрых» правителей, выражающих общенациональные интересы. По сути дела, он излагал в одах программу будущего развития России, преподнося своеобразный «урок царям». С этой позиции следует рассмотреть образ Петра I, который наиболее полно воплотил идеал «просвещенного монарха» (см. «Оду на день восшествия...

Елисаветы Петровны, 1747 года», надпись к статуе Петра Великого, неоконченную поэму «Петр Великий» и Др.). Особое место в творчестве Ломоносова занимают так называемые «натурфилософские» оды, которые по жанровой классификации XVIII века относились к дидактическим поэмам («Утреннее размышление..,», «Вечернее размышление... », «Письмо о пользе стекла» ). Являясь редким для русской поэзии образцом «научной поэзии», они интересны как отражение деистической формы материализма XVIII века. Ломоносов не остался чужд и жанрам сатиры («Гимн бороде», где выступает против церковного обскурантизма), «легкой» поэзии («Ночною темнотою.. ,»), идиллии, басни.

Обращают на себя внимание и его драматургические опыты («Тамира и Селим», «Де-мофонт»). Сложным для самостоятельного анилиза оказывается стиль од Ломоносова. Нужно уметь выделить высокую лексику (церковнославянизмы, метафоры, метонимии, антитезы, сравнения, гиперболы, риторические восклицания, вопросы и обращения, сложные синтаксические инверсии )| в то же время необходимо осмыслить и специфику изобразительно—выразительных средств низкого и среднего стилей. В связи с этим особого внимания требует литературно-стилистическая теория Ломоносова! его учение «о трех штилях», изложенное в трактате «О пользе книг церковных в российском языке», — талантливая попытка сблизить литературный язык светских книг с живой народной речью, синтезируя новые формы языка художественной литературы. Важно подчеркнуть роль Ломоносова в завершении реформы русского стиха, который; 1) распространил новый принцип на стихи любой длины 2) узаконил трехсложные размеры наряду с ямбом и хореем 3 ввел не только женские, но и мужские и «пригласные», т.

е. дактилические рифмы.

Все это плодотворнейшим образом сказалось на последующем развитии русской поэзии. Во второй половине XVIII века русское национальное государство продолжает стремительно развиваться, усиливается его международное влияние, связанное не в последнюю очередь с блестящими победами русского оружия в Европе и в Азии, особый характер принимает неуклонный рост национального самосознания.

Но наряду с этими процессами постоянно расширяется и усиливается эксплуатация крепостных крестьян, обостряются классовые противоречия, достигшие кульминации в 70-е годы, в период крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева, которое знаменовало первую фазу разложения феодально-крепостнического строя. Следует обратить внимание на стремление Екатерины II укрепить господствующую, систему всеми возможными средствами; от либерального заигрывания с дворянской фрондой до грубых расправ с политически неугодными лицами. Идеологическая борьба в русском обществе XVIII века выражается и в росте демократических, просветительных и революционных (на примере А. Н.Радищева) учений и теорий.

Идейное размежевание постепенно охватывает и литературу.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ломоносов > Ломоносов – «Петр Великий русской литературы»