Сочинения > Ломоносов > Прославление в произведениях М В Ломоносова родины мира науки и просвещения
Прославление в произведениях М В Ломоносова родины мира науки и просвещения - сочинение


Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» М. Ломоносова
Прославление Елизаветы в «Оде на день восшествия...» М. В. Ломоносова
Картины мира в «Вечернем размышлении о Божием величестве» М. В. Ломоносова



М. В. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт-одописец. Современники называли его российским Пиндаром. Ломоносов-поэт отдал дань тому стилю, который был господствующим в европейских литературах его времени, — классицизму. Его поэтическая деятельность, как указывал Г. А. Гуковский, «явилась великим и победным этапом развития русской культуры не только благодаря тем идеям, которые она воплотила, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им». Именно оду — лирический жанр, в котором, по словам В. К. Тредиаковского, «описывается... материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных», поэт избрал наиболее удобной формой «беседы» с царями. Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Поэт писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Как правило, Ломоносов давал свои советы в виде похвалы за дела, которые монарх еще не совершил, но которые сам поэт считал важными и полезными для государства. Такая похвала, по мнению автора, обязывала правителя в будущем оказаться достойным ее. В своих произведениях Ломоносов живо откликался на различные факты современной ему политической, культурной и научной жизни страны. Он писал о том, что было на самом деле, но делал это особым языком, риторически «шлифующим» реальные факты в аллегорических картинах, которые должны возбуждать чувства торжественного «веселья», радости перед «изрядством мира», счастья своей принадлежности чудесному государству — России, восставшей из «мрака» к «свету». Стиль од Ломоносова величественно-торжественный, приподнятый, пышный, соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились законным результатом петровского времени. Успехи России и вера в будущее русского народа определяют общий характер громозвучного стиля Ломоносова. Он гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. В 1759 г. он писал Елизавете: Воззри на плач осиротевших, Воззри на слезы престаревших, Воззри на кровь рабов твоих Низвергни брань с концов земных. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «тишиной»:  Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна. Почти в каждой оде он призывал правителей заботиться о сохранении мира. «Возможно ль при твоей державе в Европе страш- ну зреть войну», — обращался он в 1759 г. к Елизавете. Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г.: Размножить миром нашу славу И выше как военный звук Поставить красоту наук. У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Перед восторженным взором поэта, вознесенного Музой «на верх Олимпа», «на верх Парнасских гор прекрасный», «на верх горы высокой», раскрывались географические громады «от Иберов до вод Курильских, от вечных льдов до токов Нильских». Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра, но все это требовало «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, воде 1750 г. он обратился к точным наукам с призывом пройти: «землю и пучину, и степи, и глубокий лес, и нутр Рифейский, и вершину, и саму высоту небес...», исследовать «всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет...» и обогатить русское государство своими открытиями. Как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., Ломоносов мечтал о скорейшем культурном самоутверждении России в Европе. При этом он не считал научную деятельность привилегией дворянства, не ограничивал круг ученых рамками одного сословия. Ломоносов был убежден, что талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «российская земля». Торжественные оды Ломоносова, патетически комментируя успехи наук, военные победы, как бы опережали историю, вещали о совершаемых на глазах современников торжествах «российских Европий», как тогда говорили. Благодаря ему торжественная ода стала главенствующим жанром в России XVIII в., воплощающим, по выражению К. Ф. Рылеева, «идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин».

Похожие сочинения


Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» М. Ломоносова
Прославление Елизаветы в «Оде на день восшествия...» М. В. Ломоносова
Картины мира в «Вечернем размышлении о Божием величестве» М. В. Ломоносова

ТОП 3 популярных


  1. У войны не женское лицо сочинение
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее