Антуан де Сент Экзюпери и его сказка «Маленький принц» - сочинение

Цель:   ознакомить учеников с жизнью и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери; ознакомить с философской сказкой-притчей как жанром литературы, закрепить теоретические знания о сказке, аллегории; помочь ученикам понять идейно-художественное содержание произведения; развивать умение анализа художественного произведения, умение выразительного чтения, инсценировки, навыки устной и письменной речи, определение жанровых особенностей сказки-притчи; воспитывать любовь к родине, ответственность за собственные поступки, активную жизненную позицию; оказывать содействие морально-этическому воспитанию.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Антуана де Сент-Экзюпери, медиа-слайды с использованием фотографий писателя, его рисунков к произведениям; выставка разных изданий произведений Антуана де Сент-Экзюпери.

    Детство - это огромный необъятный край,
    откуда приходит каждый. Откуда я родом?
    Я родом из моего детства, будто из какой-то страны...
    Антуан де Сент-Экзюпери.

Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

На экран проектируются медиа-слайды с фотографиями Земли из космоса и картин природы планеты.

Учитель. Мы осуществили полет на нашу планету Земля, увидели, какая она замечательная. И эта прекрасная планета рождает выдающихся людей, которые своей жизнью, работой и творчеством побуждают изменять мир к лучшему.

ІІІ. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока.

І. Восприятие и усвоение нового материала (Блок и - «Сент-Экзюпери»).

1.         Вступление в биографию художника.

Слово учителя. О писателе, который стал легендой и ассоциируется у многих с мечтой и сказкой, Андре Моруа говорил: «Сначала он был сильным, веселым, открытым мальчиком, который в 12 лет уже изобрел аэроплан-ровер и заявлял, что взлетит в небо под шум толпы: «Пусть живет Антуан де Сент-Экзюпери!». В семье его называли Король Солнце за светлые волосы, товарищи называли его Звездочетом, так как нос у него приподнят к небу. В действительности он уже тогда был Маленьким принцем... всегда радостным и бесстрашным». Речь идет об известном французском писателе Антуане Жане-Батисте Мари Роже де Экзюпери.

2.         Презентация медиа-проекта учениками и рассказ о жизни и творчестве Экзюпери.

1-й ученик. Его звали Антуан Жан-Батист Мари Роже де Сент-Экзюпери. Товарищи называли его просто Сент-Экс, выбросив из фамилии признаки аристократического происхождения, хотя походил он из старинного рода графов, который упоминался в исторических документах еще в ХІІІ столетии.

Отец его был обычным страховым инспектором, когда в 1900 году родился Антуан. Через четыре года отец умирает, оставив пятерых детей. Но семья не испытала бедности: сначала жили у матери, а потом - у тетки в замке Ла Моль.

Детство - счастливое, сказочное время, когда Тонио пишет сказки, рисует, играет на скрипке, захватывается техникой.

А еще он живет небом. В 13 лет Антуан впервые осуществил полет на самолете, и так появилась мечта стать летчиком.

В школе задумчивого мальчика, который любил смотреть на небо, называли лунатиком. Он сердился, бросался с кулаками на обидчиков, поэтому за поведение получал низкий балл. Он имел замечательные успехи по математике, латыни, французскому, но отставал по истории, географии.

2-й ученик. Закончив колледж в Швейцарии, Антуан едет в Париж. Он ищет свой путь в жизни: поступает в Высшее морское училище, становится студентом Академии искусств. Но мечтает о небе - становится гражданским пилотом, а потом - военным.

В 1922 г. Экзюпери - военный офицер, младший лейтенант. Пилот Сент-Экс овладел техникой ночных полетов, научился руководить гидросамолетами, прокладывал первые воздушные трасы, которые соединяли Францию и Южную Африку.

Неоднократно разбивался, но всегда боролся за жизнь и побеждал; часто, рискуя жизнью, летал на помощь друзьям. И чем чаще видел смерть, тем больше любил жизнь. Чем дольше был в небе, тем больше любил землю, хотел видеть ее мирной и счастливой.

3-й ученик. Закончив курсы высшего пилотажа, Экзюпери получает должность технического директора филиала французской авиакомпании в Южной Америке и осенью 1929 года едет в Буэнос-Айрес. Там пишет новую книгу «Ночной полет», посвященную Дидье Дора, директору линии, который когда-то принял Экзюпери на работу. В 1930 году, отмечая заслуги летчика в развитии авиации, его наградили орденом Почетного легиона, а меньше чем через год, его, в сущности, выгнали с работы.

Он возвращается во Францию, едет в Советский Союз, потом в Испанию, охваченную гражданской войной, пишет и публикует репортажи.

Стараясь побить рекорд скорости в перелете Париж - Сайгон, потерпит крушение в Ливийской пустыне. Потом хочет побить рекорд расстояния в полете Нью-Йорк - Огненная Земля и снова разбивается. Едва выжил, но левая рука уже никогда не могла работать нормально.

4-й ученик. В 1939 году пишет книгу «Планета людей», за которую получает «Большую премию романа» Французской академии. Писателя волнует, что люди много теряют в моральном сне.

На второй день войны идет в армию, служит в авиагруппе дальней разведки 2/33. Немцы вошли в Париж, и Экзюпери эмигрирует в Америку. В Нью-Йорке пишет «Военного летчика» (1941). В 1942 издает «Письма заложнику» и «Маленького принца», который стал последним произведением писателя.

Ради независимой мирной жизни на всей земле Сент-Экзюпери летает.

Искалеченный, раненый, он не мог без помощи товарищей одеть комбинезон и сесть в кабину - но еще мог летать в разведку.

31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу... «Сент-Экзюпери принадлежит к тем, кто при жизни становится великим, так как умеет уважать себя», - такую запись оставили в дневнике авиагруппы коллеги Экзюпери в этот вечер.

Пилот Сент-Экс навсегда остался в небе, а писатель Сент-Экзюпери пришел к людям, чтобы помочь им понять самих себя.

3.         Выразительное чтение поэзии Д. Павлычко, ее анализ.

    Зачем возвращаться назад
    С неба на землю, где войны катуши,
    Где Францию мелкие и коварные души
    Сжирают, будто гусеницы сад?!
    И свой самолет тесный, словно снаряд,
    Ведет он в безграничном пространестве
    Сквозь взрывы, которые, будто ослепительные розы,
    Цветут и осыпаются подряд...
    В горящей, как метеор, машине
    Его ухватило неба течение
    И занесло в глубины темно-синие.
    Мир в звездах читал его имя,
    Лишь в песках Ливийской пустыни
    Не ведала об этом слепая змея.

•          Какое впечатление оказал на вас стих Д. Павлычко?

•          Как представляет поэт причину смерти Экзюпери?

•          Почему, по вашему мнению, родился этот стих?

4.         Словарная работа.

Катуша — пытка, мучения, истязание.

Фашизм — политическое течение, распространенное в 30-40 гг. в ряде европейских стран и направленное на порабощение и уничтожение народов. Фашистская Германия во главе с Гитлером начала Вторую мировую войну (1939-1945).

V.        Закрепление нового материала.

1. «Гронирование». Работа в группах.

1-я группа — жизненные достижения Экзюпери.

2-я группа — жизненные убеждения и преимущества Экзюпери.

3-я группа — произведения Экзюпери.

VI.       Восприятие и усвоение нового материала.

 (Блок II — «Маленький принц»).

1. История создания сказки-притчи «Маленький принц».

Мотивы сказки-притчи «Маленький принц» начали складываться с началом Второй мировой войны. В это время Экзюпери часто рисовал одно и то же: маленького мальчика с крылышками и без них, который изумленно смотрит из-за туч на землю. Этот мальчик не давал покоя писателю. Но сказка была написана в Нью-Йорке в 1942 году, а увидела мир в 1943 году. Это было последнее произведение Экзюпери.

Сказка стала убедительным доказательством полного поэтического, морального и философского самопознания человека. Маленький принц - любимый герой Сент-Экзюпери, выразитель его самых тайных мыслей и убеждений.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Маленький принц > Антуан де Сент Экзюпери и его сказка «Маленький принц»