Для Малларме характерен оригинальный взгляд на поэзию - сочинение

Стефан Малларме (1842—1898) — французский поэт, наиболее последовательный из крупных символистов, глава символистской школы 1880—1890-х годов. Он родился в Париже в семье чиновника, учился в Англии, затем во Франции. С 1863 г. Малларме преподавал английский язык в различных городах Франции. Начал печататься в 1862 г. 1860-е годы — «парнасский» период творчества Малларме. Наиболее значительное произведение этого периода— эклога «Послеполуденный отдых фавна» (1865—1866), которая легла в основу одноименной симфонической прелюдии Клода Дебюсси (1892). Уже в 1860-е годы намечается переход Малларме на позиции символизма.

В 1864 г. он пишет: «Я изобретаю язык, который бы проистекал из совершенно новой поэтики: рисовать не вещь, но производимый ею эффект. Стихотворение в таком случае не должно состоять из слов, но из намерений». Первым, собственно, символистским опытом стали фрагменты драматической поэмы «Иродиада» (1867—1869).

Малларме окунулся в революционную атмосферу, в дни Парижской коммуны он оставался в Париже, был среди сторонников коммунаров. После разгрома Коммуны Малларме приходит к «темной» поэзии, отмеченной разочарованием в реальности и тягой к потустороннему. Таков известный сонет «Гробница Эдгара По» (1875). С 1880 г., когда Малларме организовал «вторники», на которые собирались молодые поэты символистской ориентации, он, по существу, начал формирование символистской школы. В 1880— 1890-е годы в творчестве Малларме сосуществуют две противоречивые тенденции: он создает трудные для понимания символистские стихи (сб. «Стихи», 1887) и одновременно пишет ясные по форме, злободневные и демократические «Стихотворения на случай» (1880—1898, изд.

1920). Это противоречие поэт выразил в лучшем из поздних стихотворений — сонете «Лебедь» (1885). Теоретические работы. В формировании эстетики символизма важную роль сыграли теоретические статьи Малларме (сб.

«Отклонения», 1897). В интервью «О литературном развитии» (1891) Малларме утверждал, что происходит переход к новому этапу развития поэзии, когда «поэты больше не поют в хоре» и им не нужен глава школы. Для Малларме характерен оригинальный взгляд на поэзию. Он считал, что стихи существуют везде, где есть ритм, что прозы нет — она заменяется стихами. Говоря о содержательной стороне поэзии, Малларме отмечал: «Назвать предмет— это утратить три четверти наслаждения поэтическим произведением, проистекающего из счастливой возможности постепенного угадывания; внушить представление о нем — вот мечта.

Глубокое постижение этой тайны и составляет символ: мало-помалу воскрешать в памяти предмет, чтобы раскрыть состояние души, или, наоборот, выбирать предмет и в нем найти выражение состояния души путем многократного расшифровывания.  В поэзии всегда должна быть загадка, и цель искусства — других и не существует — заключается в том, чтобы воскрешать предметы».

В последние годы жизни поэт продолжал считать, что поэзия — это «тайна, ключ от которой должен отыскать читатель». В программной статье «Тайна в поэзии» (1896) и других работах он уподоблял поэзию музыке. Полный отрыв поэзии от ее социальных задач обнаруживается в утверждении Малларме о том, что высшая поэзия заключена в полном отсутствии слов, в молчании. И одновременно в статье «Конфликт» (1895) поэт выражал мечту, чтобы его понимали простые люди. Отход от символизма. Символистское творчество Малларме получает широкое признание, и в 1896 г.

, после смерти Верлена, его провозглашают «королем поэтов». Но именно в этот момент Малларме отходит от символизма. Крупнейшее произведение последнего, постсимволистского периода его творчества — поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897). Тот эксперимент, который предпринят в поэме, состоящей из одной фразы без знаков препинания, расположенной на листе особым образом («лестницей») и напечатанной разными шрифтами (создание текста-«партитуры»), поэт следующим образом истолковывает в «Предисловии»: «Здесь нет больше...

соразмерных с правилом звучащих отрезков, нет стихов, это скорее спектральный анализ идей». Эта поэма, как и все творчество Малларме, в дальнейшем оказала влияние и на модернистов (футуристов, кубистов, сюрреалистов), и на представителей французской поэзии XX в., сблизившихся с реализмом (Арагон, Элюар и др.).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Малларме > Для Малларме характерен оригинальный взгляд на поэзию