С Маршак «Двенадцать месяцев» Сказочные мотивы в пьесе - сочинение

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки, особенности драматического произведения; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, выделение главных эпизодов, характеристики героев; умение высказывать свою мысль по поводу прочитанного; воспитывать гуманистические идеалы — совести, справедливости, добра и милосердия.

Оборудование: портрет писателя, разные издания пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», иллюстрации к ним. Теория литературы: драматическое произведение, пьеса-сказка, действия, картины, диалоги, монологи, реплики, ремарки.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- читая пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев», вы, наверное, заметили, что некоторые ее персонажи очень похожи на героев народных сказок. Например, добрая, трудолюбивая падчерица, злая мачеха, жестокая и капризная ее дочь (или дочери).

Действительно, в основу своего произведения С. Маршак положил мотивы славянских сказок (словацкой и чешской) о братьях-месяцах. Но много писатель добавил и от себя, поэтому эта сказочная история засияла новыми красками, интересными подробностями и деталями, заставила читателей и зрителей задуматься над серьезными проблемами, которые и теперь звучат очень по-современному. Итак, наше знакомство с драматическим произведением продолжается.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Выполнение тестовых зада (каждый правильный ответ - 1 балл).

Задачи выполняются письменно; проверяется в парах методом взаимопроверки под руководством учителя.

Тест

1. Какую работу выполняла Баба, обсуждая с Дочерью приказ Принцессы о подснежниках?

А) Стирала белье;

Б) Выкатывала тесто;

В) Варила обед.

2. Что делала в это время Дочь?

А) Перебирала корзины;

Б) Примеряла новую одежду;

В) Любовалась собой в зеркальце.

3. Что Принцесса пообещала тому, кто принесет корзину подснежников в декабре?

А) Полкоролевства;

Б) Корзину золота;

В) Поженить с принцем.

4. Кто говорил о Падчерице: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отведешь!»?

А) Принцесса;

Б) Бабья дочь;

В) Соседи.

5. В связи с чем Дочь говорит: «И хотя и жаль вас, да и золота жаль, а еще больше себя жаль!»?

А) В связи с тем, что она посылает мать в лес за подснежниками;

Б) в связи с тем, что она бедная и несчастная, никто не берет ее замуж;

В) в связи с тем, что ее не пригласили на бал к Принцессе.

6. Как Баба одевала свою неродную дочь?

А) Как и свою родную дочь;

Б) в старую, подранную одежду;

В) как можно лучше, чтобы люди не осудили.

7. Как характеризуют Бабу и Дочь слова девушки: «неужели же вам меня совсем не жаль?»?

А) Они не понимают, что делают;

Б) у них не было другого выбора;

В) они жестокие, бессердечные люди.

8. Кто разбудил Падчерицу?

А) Белка;

Б) воробьи;

В) сова.

9. Как характеризует Падчерицу начало ее разговора с братьями-месяцами?

А) Как смелую и решительную девушку;

Б) как просвещенную и сообразительную девушку;

В) как очень вежливую девушку.

10. Откуда братья-месяцы хорошо знали Падчерицу?

А) им о ней рассказал Солдат;

Б) так как видели, как она работала каждое время года;

В) им рассказало о ней волшебное зеркальце.

11. Для чего Апрель подарил девушке кольцо?

А) Чтобы она могла позвать братьев на помощь;

Б) чтобы она стала красивейшей и богатейшей невестой в селе;

В) чтобы ей позавидовала бабья дочь.

12. О чем попросил Январь Падчерицу?

А) Чтобы она рассказала о них Принцессе;

Б) чтобы она никому не показывала короткую дорогу к ним;

В) чтобы она ни в коем случае не оглядывалась, когда шла от них.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Выразительное чтение (с лицами) третьего действия пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

2. Словарная работа с вопросами учеников.

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа.

• Что вызывает печаль, а что — смех в разговоре Принцессы и ее подчиненных, Принцессы и Бабы с Дочерью? (Смешные и одновременно печальные требования Принцессы, ее капризы,; подхалимство придворных; вранье, выкручивания и глупость Бабы).

• Какие сказочные мотивы имеются в пьесе? («Странствующий» сюжет - противопоставление родной дочери и падчерицы; волшебный предмет (кольцо - перстень); волшебные помощники (двенадцать месяцев) и волшебные события (фантастически быстрое изменение времен года)).

• на какое мнению относительно источников пьесы наталкивают эти ответы? (Одним из источников литературной пьесы-сказки является сказка народная).

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

- Отгадайте, кого из героев сказки касаются эти надписи и рисунок:

6x6 = 11 8x8 = 3

(Это ответы Принцессы на задачу Профессора и ее приказ о внедрении 32, 33, 34, 35, 36, 37 декабря).

VI. ДОмашняя задача.

Прочитать 1 картину 4 действия, научиться пересказывать, характеризовать героев. Подготовить материалы к уроку методом проекта.

Комментарий для учителя.

Через два занятия будет проводиться урок методом проекта, верней, его заключительный этап. Для реализации проекта класс делится на 4 группы согласно временам года (по дням рождения, с помощью простой считалки: зима, весна, лето, осень или как-то по-другому, например с помощью цветных бумажек - кто какую достанет). Каждая группа находит о своей поре года стихи, пословицы, загадки, народные приметы; подбирает иллюстрации, аудиозаписи; готовит инсценировку по пьесе «Двенадцать месяцев» при участии месяцев своей поры года, творчески дорабатывая ее. Можно изготовить папки, альбомы, стенгазеты, видеопрезентации; предложить собственные стихи, сказки, рассказы. К следующему уроку подготовить план работы в группах и распределить обязанности.

VII. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение.

• Меня заинтересовало...

• Я пришел в изумление (пришла в изумление), что...

• Мне кажется, что королева никогда...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Маршак > С Маршак «Двенадцать месяцев» Сказочные мотивы в пьесе