Бал у Сатаны (анализ главы 23 романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита») - сочинение

Многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова при жизни не публиковались, так как пик его творчества пришелся на самые тяжелые годы репрессий тоталитарного сталинского режима. Писатель не вписывался в реалии жизни того времени, он даже не пытался рядиться в «попутнические цвета». Среди произведений М. Булгакова, пожалуй, самым известным является «Мастер и Маргарита». В романе, написанном в 1940 году и опубликованном в 1966, автор неожиданно для всех обращается к теме Бога и дьявола, в которой заложена идея вечного противостояния добра силам зла. В повествовании две основные сюжетные линии: история любви мастера и Маргариты, а также рассказ о Понтии Пилате и Иешуа. Обе линии объединены сатаной и его свитой, посетившими Москву. Роман написан в гротесковой манере с использованием мифологических образов и евангельских сцен.
Для того чтобы понять роман Булгакова, необходимо различать реальное и фантастическое в повествовании. Мастер и Маргарита — это реальные персонажи, и события, происходящие с ними, тоже в какой-то степени реальны. Фантастический пласт включает в себя фантастических персонажей (Воланд и его свита)  
и фантастические события, виновниками которых они становятся. Однако в романе реальное настолько переплетается с фантастическим, что в целом все события романа можно отнести к фантастической реальности. Реальность — судьба мастера и Маргариты. Фантастика — бал у сатаны (23 глава романа).
Вспомним сюжетную канву эпизода.
Нечистая сила разных мастей во главе с Князем Тьмы проводит бал. Королевой бала была приглашена Маргарита, которой обещали выполнить ее заветное желание — воссоединить вновь с мастером. Причина, почему Маргарита была избрана королевой, состоит в том, что имя королевы должно быть Маргарита, а кроме того, царица бала должна быть королевских кровей. Бал проходит в квартире покойного Берлиоза, площадь которой на время бала увеличивается до невероятных размеров. На бал приглашены преступники всех времен и народов. В обязанность Маргариты входит встречать гостей по-королевски — вежливо и со вниманием к каждому. Автор именно на этом акцентирует свою мысль. Приближается полночь. Маргариту омывают кровью, розовым маслом, растирают зелеными листьями. На голове у нее «блеснул королевский алмазный венец», на ногах появились туфли из роз с золотыми пряжками, на груди на тяжелой цепи висит тяжелая овальная рама с изображением черного пуделя. Под музыку оркестра гости, одетые во фраки и вечерние платья, веселятся, пьют шампанское. Воланд же просто наблюдает за собравшимися.
В эпизоде на балу имеется кульминационный момент. Отрезанной, но живой голове Берлиоза Воланд доказывает, что, во-первых, сатана существует — он перед ним, и что, во-вторых, следовательно, есть Бог.
Берлиозу приходится согласиться. Воланд говорит, что теорий воздаяния много, но «есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие».



В эпизоде затронута важнейшая для Булгакова идея. И это идея высшего воздаяния. По мнению автора, в конечном итоге каждому воздастся по его вере и по заслугам. Маргарита любит мастера — и в этом состоит ее вера. В конечном итоге она воссоединяется со своим возлюбленным. Мастер, сломленный выпавшими на его долю испытаниями, мечтает обрести покой — и он его получает. Берлиоз уходит в небытие — ведь он был атеистом, который отрицал существование Бога и загробной жизни. И еще одна важная мысль выражена в данном эпизоде. Она состоит в том, что воздаяние не происходит только из-за того, что человек что-либо просит. Напротив. Просить для исполнения желания — недостаточно. Ты должен хотеть это всем своим существом, должен быть готов пожертвовать ради этого всем — даже жизнью. Примечательно, что Маргарита, которая страстно мечтала о воссоединении с Мастером, просит, когда настает время, совершенно о другом. Она не может пройти мимо страданий Фриды, которой каждый день подкладывают на стол платок, напоминающий ей о задушенном когда-то ею ребенке. И Маргарита просит, чтобы Фриде перестали подкладывать этот платок. Желание использовано. Однако происходит чудо — ей разрешают загадать второй раз. Мало того, Воланд с одобрением относится к позиции Маргариты, он называет ее «гордой женщиной» и говорит: «никогда ничего не просите, тем более у тех, кто сильнее вас; сами все принесут». Таким образом, эпизод бала у сатаны занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как в нем особенно ярко выражена основная идея романа — возрождение и утверждение высоконравственных принципов в обществе через осознание, покаяние и искупление грехов. Кроме того, автор затрагивает такую важную тему, как высшая справедливость, высшее воздаяние. М. А. Булгаков, продолжатель традиций Н.В. Гоголя, первого, кто коснулся темы «дьяволиады», является одним из величайших русских писателей XX века, внесшим колоссальный вклад в развитие литературы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Бал у Сатаны (анализ главы 23 романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита»)