👍Сочинение Добро и зло в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 вариант Мастер и Маргарита
Добро и зло в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 вариант - сочинение

Кто сердцем добр, тот и в бедной одеже благороден.
Г. Фрейтаг
Роман «Мастер и Маргарита» необычный, он не вписывается в традиционные представления об этом жанре. В нем и фантастика, и яркие реалистические картины московского быта 30-х годов. Этот роман и лирический, и сатирический, и философский, и психологический, и политический одновременно. Вместе с тем, роман представляет единое повествование о свободе и о любви, о смерти и бессмертии, о власти и бессилии, о добре и зле. Трудно сказать, какая из этих тем является ведущей. Во всяком случае, теме добра и зла посвящено много страниц и рассуждений.
Необычен роман и по своей структуре. «Романом в романе» называют четыре главы, в которых автор обращается к библейской легенде о Христе и римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате.
Евангельский сюжет об Иешуа (так назван в романе Христос) и Пилате, олицетворяющих добро и зло, М. Булгаков раскрывает по- своему.
Иешуа в романе — обычный смертный человек, по-детски доверчивый, наивный и простодушный, но вместе с тем, проницательный и мудрый. Как и всякий человек, он боится боли и смерти. Иешуа поражает милосердием: он жалеет своего судью — Пилата, страдающего от головной боли, просит стражника дать попить распятому рядом с ним разбойнику.
Но ни побои, ни смертный приговор не могут заставить проповедника изменить своим принципам — безграничной вере в преобладание в человеке доброго начала. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он ни повел. Так, например, сборщик податей, наслушавшись его речей, «стал смягчаться... наконец, бросил деньги на дорогу» и пошел за философом, как верный пес. Опасаясь силы слов Иешуа, прокуратор запрещает людям даже разговаривать с проповедником.
Сила Иешуа в духовности, бескомпромиссности, в верности самому себе, в стремлении делать добро. Его разум и дух абсолютно свободны. Этого больше всего боятся и прокуратор, и первосвященник иудейский Иосиф Кайфа.
Прокуратор в романе не просто злодей, осудивший на казнь человека за инакомыслие. В душе он симпатизирует нищему проповеднику и склонен скорее спасти его, чем казнить. Когда-то Пилат был храбрым воином, прямым и честным, умевшим ценить мужество и отвагу. Он не преклоняется перед императором Тиберием, он служит ему верой и правдой, так как боится за свою жизнь, за свою карьеру. А «трусость — самый тяжкий порок», — неоднократно повторяет М. Булгаков. Прокуратор испытывает страшные муки совести: «И ночью, и при луне мне нет покоя».



Булгаковский прокуратор не просто трус или отступник. Он и мститель, и жертва. Приказав тайно ликвидировать предателя Иуду, Понтий мстит не только за Иешуа, но и в какой-то степени за себя, так как он и сам может пострадать из-за доноса императору Тиберию. На первый взгляд может показаться, что истинным носителем зла в романе является Воланд с его свитой. Их сатанинским проделкам посвящена большая часть романа. Но булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Автор показывает различные стороны человеческой пошлости, нравственного разложения, высмеивает тех, кто отступил от добра, утратил веру в высокий идеал, стал служить не Богу, а Сатане. Сатана не столько сбивает с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводит на чистую воду и наказывает закоренелых грешников: берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей, Никифоров иванычей и др. Главным смыслом жизни для Мастера является поиск ответа на вопрос, что первично и что вторично — Добро или Зло? Закончив ,роман, Мастер приходит к выводу: «Злых людей нет на свете». Есть люди, искалеченные обстоятельствами. Имеющуюся в них доброту нужно освободить, но не силой власти, а силой слова. Маргарита — добрый ангел Мастера — помогает сохранить его мудрые слова, предназначенные для людей. Роман «Мастер и Маргарита» — произведение не только философское, но и автобиографическое. В нем отразилась трагическая судьба писателя, боровшегося за право быть самим собой, борьба с той удушливой атмосферой, которая царила не только в литературной среде 20—30-х гг., но и в обществе, задавленном тиранической властью. Мы не можем поставить знак равенства между Иешуа и Булгаковым. Во-первых, писателю не свойственны смирение и благочестивые проповеди. Во-вторых, как сатирик Булгаков больше сродни Сатане. В писателе есть черты и Иешуа, и Воланда. Булгаков — это Мастер с его сложной судьбой и возвышенной любовью. Но мысли Иешуа о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда... человек перейдет в царство истины и справедливости...», — позиция самого писателя. Булгаков, как и Мастер, не смог одержать победу, но остался роман, которому суждена долгая жизнь («рукописи не горят»), и каждое новое поколение найдет в нем вечные нравственные ориентиры, которые указывают путь к добру, любви, милосердию.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Добро и зло в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 вариант