Добро и зло в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» (2) - сочинение

поведнику и склонен скорее спасти его, чем казнить. Когда-то Пилат был храбрым воином, прямым и чест­ным, умевшим ценить мужество и отвагу. Он не преклоняется перед императо­ром Тиверием, но служит ему верой и правдой, так как боится за свою жизнь, за спою карьеру. А «трусость — самый тяжкий порок», — неоднократно повторяет М. Булгаков. Прокуратор испытывает страшные муки совести: «И ночью, и при луне мне нет покоя».

Булгаковский прокуратор не просто трус или отступник. Он и обвинитель, и жертва. Приказав тайно ликвидировать предателя Иуду, Понтий мстит не толь­ко за Иешуа, но и в какой-то степени за себя, так как он и сам может пострадать из-за доноса императору Тиверию.

На первый взгляд может показаться, что истинным носителем зла в романе является Воланд с его ассистентами. Их сатанинским проделкам посвящена боль­шая часть романа. Но булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Автор показывает различные стороны человеческой пошлости, нравственного разложения, высмеивает тех, кто отступается от добра, утратил веру в высокий идеал, стал служить не Богу, а Сатане. Сатана не столько сбивает с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько вы­водит на чистую воду и наказывает закоренелых грешников — берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей, Никифоров Ивановичей и пр.

Главным смыслом жизни для Мастера является поиск ответа на вопрос: «Что в ней первично и что вторично — Добро или Зло?» Закончив роман, Мастер при­ходит к выводу: «Злых людей нет на свете». Есть люди, искалеченные обстоя­тельствами. Имеющуюся в них энергию доброты нужно освободить, но не силой власти, а силой слова. Маргарита — добрый ангел Мастера — помогает сохра­нить его мудрые слова, предназначенные для людей.




Роман «Мастер и Маргарита» — произведение не только философское, но и автобиографическое. В нём отразилась трагическая судьба писателя, боровшего­ся за право быть самим собой, борьба с той удушливой атмосферой, которая царила не только в литературной среде 20—30-х гг., но и в обществе, задавленном тира­нической властью. Мы не можем поставить знак равенства между Иешуа и Булгаковым, между Воландом и Булгаковым. Во-первых, писателю не свойственны смирение и благо­честивые проповеди. Во-вторых, как сатирик Булгаков больше сродни Сатане. В писателе есть черты и того и другого. Булгаков — это Мастер с его сложной судьбой и возвышенной любовью. Но мысли Иешуа о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда... человек перейдёт в царство истины и справедливос­ти...» — позиция самого писателя. Булгаков, как и Мастер, не смог одержать победу, но остался роман, которо­му суждена долгая жизнь («рукописи не горят»), и каждое новое поколение най­дёт в нём вечные нравственные ориентиры, которые указывают путь к добру, любви, милосердию.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Добро и зло в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» (2)